В данной рубрике сформирована электронная база научно-методических материалов, относящихся к сфере разработки, апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
 
1. ТЕКСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Предложения в проект рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Предложения разработаны в соответствии с поручением Министерства образования и науки Российской Федерации с учетом рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об организации  применения данного профессионального стандарта  в режиме адаптации.Предложения обсуждались в рамках семинара-вебинара «Организация применения профессионального стандарта  «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», который состоялся 15 февраля 2017 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете при участии представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки РФ (участие приняли более 1500 человек из 75 субъектов РФ) Скачать
Предложения по перечню профессиональных компетенций педагога-психолога Рекомендации круглого стола Всероссийской конференции ООО «Федерация психологов образования России» (14 апреля 2016 года) «Модели дифференциации уровней соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профстандарта педагога-психолога ПС ПП»    Скачать
Программный доклад «Психология образования в интересах детей» Доклад  «Психология образования в интересах детей» , содержащий анализ проблем детей в меняющемся обществе (докладчик В.В. Рубцов)  — XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: педагог-психолог в мире школы» (далее – Конференция), проведенная под эгидой Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» 25 — 26 апреля 2017 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете при поддержке  Министерства образования и науки Российской Федерации  Скачать
Межведомственное взаимодействие при внедрении профессионального стандарта педагога-психолога Портал психологических изданий PsyJournals.ru.

Статья С.В. Алехиной, Ю.М. Забродина Сборник «Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы».

Рассматриваются проблемы апробации и применения профессионального стандарта педагога-психолога как нормативной основы реальной практической деятельности, совершаемой в ряде случаев в условиях межведомственного взаимодействия специалистов разного профиля. Обсуждаются наиболее острые проблемы и риски применения профессионального стандарта педагога-психолога, возникающие при этом трудности и возможные пути их преодоления. Обсуждаются возможные модели и формы организации работы педагога-психолога, основные требования к его квалификации и профессиональным компетенциям. Предлагаются рекомендации региональным органам государственного управления, разработанные на основе полученных результатов предварительного опыта пилотных регионов, и обсуждается возможный алгоритм решения вопросов апробации и внедрения профессионального стандарта педагога-психолога на уровне региона.

 

Скачать

 

 

 

 

 

3 мысли о «Комплект методических и инструктивных материалов по применению профстандарта педагога-психолога»

  1. Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение
    «Краевой Центр Образования»
    г. Хабаровск
    педагог-психолог
    Викулина А.И.

    Предложение по перечню профессиональных компетенций педагога-психолога в соответствии с перечнем трудовых функций и трудовых действий (далее Перечень).

    Предложение по Перечню трудовых компетенций педагога-психолога.
    Трудовая функция «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» пункт 9:
    «Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления».
    Столкнувшись с ситуацией, когда обучающийся выступает в роли подозреваемого, обвиняемого, либо является потерпевшим или свидетелем преступления, педагог-психолог образовательной организации не всегда знает, какие методики и способы работы можно приметить в данной ситуации. Выступать в качестве подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетелем преступления, может не только сам учащийся образовательного учреждения, но и кто-то из его близкого окружения. Для полноценной работы необходимо учитывать все возможные варианты, которые могут произойти в процессе обучения с учащимися и создавать механизмы психолого-педагогического сопровождения. Знакомить педагогов, преподавателей, администрацию образовательного учреждения, с вопросами, исследованиями и рекомендациями, по данному пункту, без должного владения компетенцией не профессионально.
    Считаем, что данная область знаний, как с юридической так с психолого-педагогической стороны, не достаточно полноценна представлена. На наш взгляд можно было бы дополнительно проводить обучение, семинарские занятия с практическим рекомендациями, как для специалистов, обучающихся профессии педагог-психолог, так и для практикующих педагогов-психологов образовательных учреждений.
    Педагогу-психологу необходимо юридическое просвещение, для полноценной работы в образовательном учреждении. Взаимодействие с медицинскими учреждениями, для получения полного спектра знаний по данной компетенции и применения этих знаний затем на практике в образовательном учреждении. В ситуации, когда обучающийся выступает в качестве потерпевшего, знание его физического состояния крайне важно.
    Возможно заключение дополнительных соглашений по обучению данной компетенции педагога-психолога с другими организациями ВПО и КПК ВПО. Необходимо разработать перечень специальных методик, для применения в работе с обучающимися по павших под понятие данной компетенции, в образовательном учреждении. Разработать механизмы работы педагога-психолога с родителями, педагогами, преподавателями, администрацией образовательного учреждения, в данной компетенции. Это осуществимо через повышение квалификации педагога-психолога, работающего в образовательном учреждении, и обучении педагога-психолога по курсу бакалавр.
    Исходя из этого предлагаем:
    — создать перечень методик для работы педагога-психолога с данной категорией обучающихся;
    — разработать механизмы работы педагога-психолога с родителями, педагогами, преподавателями, администрацией образовательного учреждения;
    — разработать курс практических рекомендаций для работы педагога-психолога в данной компетенции;
    -создать направления взаимодействия педагога-психолога с медицинскими учреждениями;
    — разработать и внедрить курс по юридической психологии для будущих и практикующих педагогов-психологов, с учётом работы педагога-психолога в образовательном учреждении.

  2. Требуемые компетенции не согласованы между собой, например, в части «Психологическая экспертиза» пп. 1, 2 бакалавр осуществляет анализ психологического мониторинга, а в части «Психологическая диагностика» п. 7 — «невыполнимо», где также требуется анализ психологического мониторинга.
    Выпускник бакалавриата должен, в-первую очередь, владеть навыками анализа в профессиональной деятельности. Любое трудовое действие по профстандарту требует умения анализировать.
    ТФ «Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ»в пп. 2 и 3 заменить на «Умение подбирать коррекционные и развивающие программы в соответствии с выявленными проблемами отдельных обучающихся или групп».
    В СПК-2 добавить: «способность анализировать данные, полученные в ходе психологической диагностики и трансформировать в выводы, рекомендации участникам образовательного процесса».

  3. Требуемые компетенции не согласованы между собой, например, в части «Психологическая экспертиза» пп. 1, 2 бакалавр осуществляет анализ психологического мониторинга, а в части «Психологическая диагностика» п. 7 — «невыполнимо», где также требуется анализ психологического мониторинга.
    Выпускник бакалавриата должен, в-первую очередь, владеть навыками анализа в профессиональной деятельности. Любое трудовое действие по профстандарту требует умения анализировать.
    ТФ «Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ»в пп. 2 и 3 заменить на «Умение подбирать коррекционные и развивающие программы в соответствии с выявленными проблемами отдельных обучающихся или групп».
    В СПК-2 добавить: «способность анализировать данные, полученные в ходе психологической диагностики и трансформировать в выводы, рекомендации участникам образовательного процесса»

Комментарии