На всероссийской конференции с международным участием, состоявшейся на днях в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), подведены промежуточные итоги апробации новых модулей уникальной магистерской программы “Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании”.

Созданная в рамках пилотного проекта “Модернизация педагогического образования” (операторы МГППУ и НИУ “Высшая школа экономики”) программа решает задачу подготовки педагогов-исследователей. В 2017 году вступит в действие профстандарт педагога. По словам автора и руководителя программы, ректора МГППУ Виталия Рубцова, именно специалисты, “способные проводить психолого-педагогические исследования процессов обучения, воспитания и развития, происходящих в живом взаимодействии учителя и учеников в формах совместной деятельности”, смогут организовать учебную работу в соответствии с новыми требованиями.
В настоящее время апробация модулей программы магистратуры по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки “Психолого-педагогическое образование”), формирующих у педагогов исследовательские компетенции, проходит в шести вузах — соисполнителях проекта. Половина из них — федеральные университеты: Южный, Северо-Кавказский и Казанский (Приволжский). В апробации участвуют студенты очной и заочной форм обу-чения, базами для проведения практик стали школы и лицеи, с которыми вузы заключили соответствующие договоры.
Эксперты отметили, что успех программы по подготовке педагогов-исследователей будет иметь особое значение для развития отечественного образования. Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев, приветствуя участников конференции, обратил внимание на нетривиальность задачи, поставленной авторами программы. Он напомнил, что число выпускаемых вузами бакалавров будет ежегодно расти и опыт формирования практико-ориентированной исследовательской магистратуры сегодня востребован как никогда. Кроме того, масштабирование проекта по модернизации педагогического образования, согласно плану, должно начаться уже с 2016 года, и понадобятся сотни специалистов, способных запустить этот процесс на основе новых технологий, с использованием результатов эффективных практик.
О значимости опыта организации системы подготовки педагогов, которые смогут работать по новому профессиональному стандарту, реализуя деятельностный подход, говорил и научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. “Ваша магистерская программа является самой важной из тех, что разрабатываются в рамках проекта по модернизации. В случае ее успеха можно ставить задачу тиражирования ваших подходов в вузах, которые занимаются подготовкой учителей”, — отметил он.
Первый проректор МГППУ профессор Аркадий Марголис напомнил, что цель, поставленная в новом стандарте, — “научить ученика школы самостоятельно учиться, и это классическая цель всех образовательных систем”.
— Мы должны получить педагога, который сможет организовать учебную деятельность, направленную на формирование компетенции самостоятельного обу-чения, а для этого необходимо изменить модель его подготовки в вузе, — подчеркнул проректор.
По мнению профессора, выпускники магистратуры должны уметь работать в реальных условиях, с реальными учениками и, когда понадобится, “перестраивать способы своей профессиональной деятельности, что имеет прямое отношение к формированию исследовательских компетенций”.
Говоря об особенностях подхода разработчиков программы, Виталий Рубцов обратил внимание, в частности, на то, что профессиональные действия магистранта должны стать предметом его собственного изучения, образовательная среда “понимается в широком смысле как вид социальной практики”, а формирование исследовательской компетенции будущего педагога “ввинчено” в систему его обучения. “Важно, что исследовательская деятельность выступает в программе и как теоретический принцип, и как предмет изучения, то есть как учебное содержание модуля и как образовательная практика”, — отметил ректор, уточнив также, что практические занятия и научно-исследовательская работа связаны между собой содержательно. Проблемы и вопросы, возникающие у магистрантов в ходе ознакомительной практики, исследуются потом ими на теоретических занятиях, что заметно повышает мотивированность слушателей.
Одна из шести дополнительных компетенций, формирование которых преду-смотрено программой, включает способность рефлексивно оценивать свои действия. Представители вузов-соисполнителей констатировали, что у магистрантов после апробации двух первых модулей изменилась профессиональная самооценка. “В результате на подходе к третьему модулю у студента формируется отношение к себе как к человеку, способному работать с учебной деятельностью. И это — свидетельство действенности программы”, — резюмировал Виталий Рубцов.
Программа актуализировала потребность в развитии коммуникативной общности “научный руководитель — студент — руководитель практики”. Усилению их взаимодействия способствует совместное участие в дискурс-семинарах, формат которых предполагает вынесение вопросов, возникающих у магистрантов в ходе практики, во внешнюю коммуникативную ситуацию. Среди значимых результатов апробации названо также увеличение объема научно-исследовательской практики магистрантов.
Участники конференции обозначили ряд выявленных проблем и обменялись предложениями по их решению. В том числе были упомянуты необходимость в развитии сетевого взаимодействия организаций-участников и расширении клинических баз практики, нехватка учебно-методического обеспечения магистрантов, недостаток активности их научных руководителей, отсев слушателей. Для решения последней из перечисленных проблем участники конференции предложили определить критерии отбора магистрантов. Например, привлекать слушателей с опытом педагогической деятельности и, что особенно важно, с интересом к исследованию процесса обучения и воспитания подрастающего поколения.
В целом В.Рубцов высоко оценил большую работу, проделанную коллегами на данном этапе, а также ее перспективы: “У нас есть шанс сделать свой вклад в реализацию огромного проекта по модернизации педагогического образования — доработать и запустить программу исследовательской магистратуры”


Источник: Газета «Поиск»