24.01.2014

 

Два ключевых события в истории отечественного образования произошли на рубеже ушедшего и наступившего годов. В декабре был принят профессиональный стандарт педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а в январе Минобрнауки РФ представило на обсуждение общественности проект Концепции поддержки развития педагогического образования, в которой обеспечение реализации профстандарта объявлено одной из основных задач. Проекты документов готовились параллельно, в тесном взаимодействии двух рабочих групп, созданных при министерстве. В 2014 году одновременно с началом воплощения плана модернизации педобразования начинает действовать программа апробации стандарта педагога и создания необходимых условий для его применения. Разработкой документа, характеризующего квалификацию педагогического работника, на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) занималась группа специалистов под руководством директора центра образования №109 г. Москвы, члена Общественного совета при Минобрнауки РФ Евгения Ямбурга. В состав команды разработчиков вошли заслуженные учителя и эксперты в сфере ВПО, в частности директора московских школ — победители конкурсов “Учитель года”.
О том, что профстандарт педагога зарегистрирован в Минюсте и вступит в действие с 1 января 2015 года, впервые объявил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов на семинаре-совещании, состоявшемся на площадке МГППУ, — первом мероприятии, посвященном внедрению стандарта. “Главное, чтобы он не стал шагом к увеличению внешнего давления на школу и учителя, а, наоборот, раскрепостил педагога, разгрузил его от несвойственных видов деятельности и пробудил внутреннюю мотивацию к самосовершенствованию”, — отметил министр образования и науки РФ. Дмитрий Ливанов подчеркнул: создатели документа, регламентирующего работу педагога, руководствовались, прежде всего, пониманием того, что это творческая профессия. “Свобода личная и профессиональная — необходимое условие для творчества. Считаю, что стандарт создает условия для этого раскрепощения, но ими важно суметь воспользоваться”, — заявил министр.
Участники совещания не раз называли профстандарт особенным, нестандартным. Подчеркивалось, что это не просто стандарт профессиональной деятельности — он нацелен на формирование нового поколения, будущего нации, в связи с чем его создание сопровождалось участием не только специалистов различных ведомств, представителей Российской академии образования, образовательного сообщества, но и лично главы Минобрнауки. Впервые в истории нашего образования появился документ, зафиксировавший требования к таким качествам учителя, как умение работать с детьми, имеющими те или иные нарушения здоровья, с теми, для кого государственный язык РФ не является родным, а также готовность осваивать и применять новые современные методики, решать оригинальные задачи и т.д. Кроме того, профстандарт дополнен региональным компонентом, то есть он позволяет добавлять требования к педагогу с учетом разных условий работы школы. Главным качеством учителя названо его собственное “умение учиться” в стремительно меняющемся мире, которое он должен постоянно демонстрировать своим ученикам. Еще один акцент, сделанный разработчиками при характеристике профстандарта: это живой механизм, и он может быть усовершенствован.
Обсуждение проекта документа сопровождалось массовыми дискуссиями, в которых участвовали тысячи педагогов. Некоторые новации стандарта вызвали понимание и поддержку со стороны представителей профессионального сообщества. Многие считают, что с его введением появляется реальная возможность решить ряд насущных проблем, в том числе и тех, с которыми школы столкнулись лишь в последнее десятилетие. К примеру, необходимость полноценно обучать и воспитывать детей, не владеющих русским языком. Стандарт, по мнению части педагогов, подвигнет к профессиональному росту, повышению квалификации коллег, по тем или иным причинам пренебрегающих саморазвитием, включая тех, кто все еще не приобрел навыки работы с современной компьютерной техникой.
В то же время немало положений стандарта вызвали озабоченность, а порой и неприятие представителей профессионального сообщества. Например, учителей беспокоят высокая степень универсализации требуемых от них функций, возможность “перегибов” со стороны административных органов на местах при введении стандарта, вероятность неоправданной, чрезмерной объективности критериев, которые будут применяться к оценке результатов труда педагогов, работающих в разных условиях, с разными детьми. Вызывает вопросы обязательное получение высшего образования, реальным представляется риск ухода уникальных, творческих педагогов из школ в случае некорректного применения к ним новых требований со стороны руководства. Нередко в дискуссиях звучат претензии к авторам стандарта по поводу отсутствия в нем внятного определения понятий “педагог” и “учитель”.
Как пояснил Евгений Ямбург, новых компетенций от преподавателя требует сама жизнь. Сегодня в Москве 15-20% школьников не владеют русским языком. Не случайно психолого-педагогический контент составляет существенную долю содержания документа. Он подтвердил серьезность риска дискредитации идей стандарта: в одном из регионов РФ ненужное административное рвение уже привело к закрытию всех коррекционных школ. Детей отправили в обычные, а учителей — на месячные курсы по совместному обучению. Необходимо менять программы педвузов и факультетов повышения квалификации. “Многие вузы связаны стандартами, значит, нужен документ, развязывающий им руки для корректировки контента”, — отметил Е.Ямбург. По его мнению, в повышении квалификации молодых специалистов следует делать “упор на магистратуру” — выпускники идут в школу и параллельно продолжают образование в вузе. “Стандарт станет реальностью, если перестроим подготовку, переподготовку и требования к аттестации учителей”, — уверен руководитель разработчиков.
За время, отведенное до официального начала действия документа, необходимо решить множество задач. Отобрать лучшие практики реализации, запустить пилотные площадки апробации (системное объединение нескольких учреждений или отдельная школа, вуз, институт развития образования или повышения квалификации и др.), установить соответствие между работой учителя и регламентирующей ее нормативной базой, обеспечить процесс методическим сопровождением, отработать процедуру квалификационного экзамена. Одновременно с формированием практики внедрения стандарта экспертное сообщество в рамках мониторинга должно оценивать элементы его применения и постоянно информировать общественность о результатах. “Апробация будет достоверной, если включатся достаточно много учреждений и педагогов. Итоговая картина мониторинга должна быть полной”, — заключил ректор МПГУ академик РАН и РАО Алексей Семенов.