Обсуждение основных задач апробации и внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы в субъектах Российской Федерации, а также межведомственных моделей оказания социальных и образовательных услуг в практике апробации и внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы  стали основными направлениями работы семинара-совещания в дистанционной форме «Региональные и муниципальные практики внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы» (далее – семинар-вебинар), проведенного 26 февраля 2016 года на базе Московского  городского  психолого-педагогического университета.

     В работе семинара-вебинара приняли участие руководители и представители администрации городов и районов субъектов Российской Федерации, администрация и представители исполнительных органов власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере социальной защиты, образования и др., представители и специалисты центров социального обслуживания и социальной помощи представители органов опеки и попечительства, руководители  и специалисты реабилитационных центров, представители образовательных организаций, администрация и специалисты психоневрологических диспансеров, представители центров занятости, центры оценки персонала. Общее количество участников семинара-совещания составило более 1800 человек.

  Программа семинара-вебинара  включала:

  1. Доклады специалистов в области разработки и применения профессиональных стандартов по вопросам:

— основных задач апробации и внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы в субъектах Российской Федерации;

— примеров межведомственного взаимодействия при оказании социальных и образовательных услуг с учетом требований профессиональных стандартов работников социальной сферы;

— вариантов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

  1. Проведение круглого стола «Задачи и механизмы внедрения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы».
  2. Проведение дискуссионных площадок «Организация дополнительного профессионального образования для специалистов (на соответствие требованиям профессиональных стандартов работников социальной сферы и по межведомственным моделям оказания социальных и образовательных услуг)» и «Формирование рекомендаций по апробации моделей межведомственной кооперации в практике оказания социальных и образовательных услуг (на основе профстандартов работников социальной сферы)».

     Семинар-вебинар был посвящен поиску ответов и разработке решений на следующие проблемы и вопросы:

1. Доработка профессиональных стандартов (какие изменения требуется внести в профессиональные стандарты работников социальной сферы).

2.  Применение профессиональных стандартов (что необходимо разработать, чтобы профессиональные стандарты стали доступными для применения региональными ведомствами (нормативные документы (в том числе номенклатура должностей и система льгот и социальных гарантий работников социальной сферы), регламентирующие применение профессиональных стандартов, рекомендации для работников и работодателей по применению профессиональных стандартов, глоссарий профессиональных стандартов работников социальной сферы).

3. Отсутствие системной работы с участием субъектов Российской Федерации по доработке и апробации профессиональных стандартов работников социальной сферы (в первую очередь,  анализ практики применения профессиональных стандартов в регионах; разработка региональными ведомствами дорожных карт по внедрению профессиональных стандартов; повышение квалификации и профессиональная подготовка кадров).

4. Формирование моделей межведомственного взаимодействия в практике применения профессиональных стандартов работников социальной сферы.

5. Сохранение должности воспитателя в организациях, не осуществляющих образовательную деятельность (предложение о разработке профессионального стандарта «Воспитатель в социальной сфере»).

6. Порядок аттестации и  сертификации работников социальной сферы.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ СЕМИНАРА-ВЕБИНАРА

Рекомендации участников семинара-вебинара

Обсудив поставленные вопросы, участники Семинара-вебинара констатируют:

  1. В связи с изменениями, принятыми в законодательстве Российской Федерации в 2013 – 2015 гг., и с учетом поручения председателя Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере О.Ю. Голодец «О межведомственных моделях оказания социальных и образовательных услуг в практике апробации и внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы» считать целесообразным подготовку новых редакций профессиональных стандартов работников социальной сферы и перенос срока введения в действие отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы (специалист по работе с семьей, психолог в социальной сфере, специалист по реабилитационной работе в социальной сфере) на 01 января 2018 года.
  2. В соответствии с особенностями применения профессиональных стандартов считать целесообразным при поддержке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение апробации профессиональных стандартов работников социальной сферы в субъектах Российской Федерации включающей:

– формирование перечня пилотных региональных (муниципальных) площадок апробации профессиональных стандартов работников социальной сферы, в том числе межведомственных моделей оказания социальных и образовательных услуг (далее – апробация);

– организационную, информационную и методическую поддержку апробации;

– разработку предложений по изменению содержания федеральных государственных образовательных стандартов и технологий обучения в целях учета требований профстандартов работников социальной сферы;

– разработку предложений для формирования программ дополнительного профессионального образования по обеспечению соответствия работников современным квалификационным требованиям, заявленным в профессиональных стандартах работников социальной сферы;

– разработку примерных должностных инструкций с учетом современных квалификационных требований, закрепленных в профессиональных стандартах работников социальной сферы;

– разработку критериев и показателей эффективности работников организаций социальной сферы с учетом требований профстандартов;

– разработку предложений по введению дифференцированных уровней квалификации в соответствии с требованиями профстандартов работников социальной сферы;

– анализ сильных и слабых сторон применения профстандартов работников социальной сферы в трудовых отношениях

– определение объективных требований к трудовым функциям, трудовым действиям, знаниям и умениям, то есть к необходимому уровню профессиональной квалификации работников, их образовательному цензу и опыту профессиональной деятельности;

– определение требований к объему и направлениям переподготовки и повышения квалификации работников;

– определение предложений по внесению изменений в профессиональные стандарты работников социальной сферы;

 Выполнению требований профессиональных стандартов работников социальной сферы к их квалификации будет способствовать участие субъектов Российской Федерации в разработке и диссеминации опыта реализации лучших межведомственных практик оказания социальных и образовательных услуг с учетом требований профессиональных стандартов, в том числе, моделей и регламентов межведомственного взаимодействия.

Участники Семинара-вебинара считают необходимым решение следующих задач:

  1. Одобрить предложения Рабочей группы Минтруда по адаптации и внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы по внесению изменений в новые редакции проектов профессиональных стандартов работников социальной сферы с учетом основных положений Федерального закона №442 «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» и др.
  2. Создать на базе Московского городского психолого-педагогического университета рабочую группу по подготовке новых редакций отдельных  профессиональных стандартов работников социальной сферы: «Специалист по работе с семьей», «Психолог в социальной сфере», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (руководитель – Забродин Юрий Михайлович) с учетом изменений нормативной правовой базы и результатов их рассмотрения региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственную политику в социальной сфере. Участникам семинара-вебинара направить предложения на электронный адрес оргкомитета семинара-вебинара (psmgppu@mail.ru) по участию в работе Рабочей группы с определением формата участия – «разработчик профессионального стандарта» или «эксперт профессионально-общественного обсуждения профессионального стандарта». Срок – 03 марта 2016 года.
  3. Предложить Рабочей группе Минтруда РФ по адаптации и применению профессиональных стандартов работников социальной сферы (руководитель – Ельцова Любовь Юрьевна) осуществлять координацию работ по апробации профессиональных стандартов работников социальной сферы, в том числе методическое, информационное сопровождение, формирование реестра организаций – участников апробации профессиональных стандартов работников социальной сферы и отбор лучших практик апробации профессиональных стандартов (с учетом применения межведомственных моделей оказания социальных и образовательных услуг) .
  4. С целью подготовки организаций социальной защиты и их трудовых коллективов к введению в действие отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
    • Разработать дорожную карту (перечень основных мероприятий) региона по апробации профессиональных стандартов работников социальной сферы на 2016 – 2018 годы.

4.2. Создать Рабочие группы по апробации профессиональных стандартов работников социальной сферы в регионе в форме региональной модели межведомственного взаимодействия, включающей состав и структуру региональной пилотной площадки, регламент и Координационный орган межведомственного взаимодействия (Совет, Комиссию), дорожную карту апробации и внедрения профстандаров социальной сферы.

4.3. Рабочей группе Минтруда РФ определить перечень пилотных площадок по апробации профессиональных стандартов работников социальной сферы в регионе.

4.4. Региональным органам исполнительной власти информировать Рабочую группу Минтруда РФ по адаптации и внедрению профессиональных стандартов  работников социальной сферы (руководитель – Ельцова Любовь Юрьевна) об организации работ по апробации профессиональных стандартов работников социальной сферы в регионе.

  1. Рабочей группе Минтруда РФ подготовить предложения о разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования включая программы профессиональной переподготовки (с присвоением новой квалификации, с тем, чтобы создать возможности профессионального роста и обеспечить соответствие специалистов современным квалификационным требованиям, закрепленным в профессиональных стандартах работников социальной сферы, с использованием дистанционных технологий и сетевой формы реализации программ (руководители – Забродин Юрий Михайлович, Сизикова Валерия Викторовна).
  2. Создать специализированный сайт, посвященный проблемам разработки, апробации и применения профессиональных стандартов работников социальной сферы (включающий в качестве основного раздела «Форум» как постоянно действующей информационной площадки.
  3. В составе рабочей группы Минтруда России предусмотреть работу экспертов по подготовке разъяснений на поступающие из регионов вопросы по применению профессиональных стандартов работников социальной сферы (руководитель — Волошина Ирина Александровна).
  4. Участникам семинара-вебинара принять участие в анкетировании и общественно-профессиональном обсуждении вопросов разработки и применения профессиональных стандартов работников социальной сферы.
  5. Участникам семинара-вебинара направить предложения по настоящим рекомендациям в оргкомитет семинара-вебинара (Леонова Олеся Игоревна, psmgppu@mail.ru), включая предложения об участии в работе рабочих групп (по пп. №№2, 4, 5, 7 настоящих рекомендаций).
  6. Рекомендовать Рабочей группе Минтруда РФ по адаптации и внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы (руководитель – Ельцова Любовь Юрьевна) рассмотреть предложения участников семинара-вебинара о разработке профессиональных стандартов «Воспитатель в социальной сфере» и «Медицинский психолог».
  7. Одобрить региональные модели межведомственного взаимодействия по оказанию социальных и образовательных услуг в практике применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, представленные в ходе семинара-вебинара представителями следующих регионов: Москва, Московская область, Воронеж, Алтайский край, и рекомендовать данные модели для представления на заседании Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере в марте 2016 г.
  8. Рекомендовать Рабочей группе Минтруда РФ по адаптации и внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы (руководитель – Ельцова Любовь Юрьевна) проведение вебинаров по проблемам разработки и применения профессиональных стандартов работников социальной сферы на регулярной основе.

МАТЕРИАЛЫ ПО ИТОГАМ  РАБОТЫ  СЕМИНАРА-ВЕБИНАРА

ПРЕЗЕНТАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЙ 1. Забродин Юрий Михайлович, проректор Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель рабочей группы по адаптации отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы
Региональные практики внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы
 2. Сизикова Валерия Викторовна, декан факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета, руководитель учебно-методического совета по направлению «Социальная работа» УМО по УГСН «Социология и социальная работа», руководитель рабочей группы по адаптации отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы
Межведомственное взаимодействие при оказании образовательных услуг, направленных на выполнение требований профессиональных стандартов в области социальной работы.
 3. Ослон Вероника Нисоновна, ведущий научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета,  г. Москва
Возможности и перспективы внедрения нового профессионального стандарта специалиста по реабилитационной работе в различных организациях социальной сферы
 4. Шульга Татьяна Ивановна, профессор кафедры Социальной психологии Московского государственного областного университета, г. Москва
Особенности межведомственного взаимодействия при оказании социальных и образовательных услуг с учетом требований профессиональных стандартов работников социальной сферы
 5. Евстешина Ольга Ивановна, эксперт ГБУ «Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное», г. Москва
Внедрение профессиональных стандартов в организациях поддержки семьи и детства социальной сферы г. Москвы
 6. Калашникова Наталья Григорьевна, первый проректор КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», г. Барнаул
Возможности распространения способов внедрения профессионального стандарта педагога в другие сферы
 7. Ярецкий Юрий Львович, ректор НОУ «Институт социального образования», г. Воронеж
К вопросу об образовательной составляющей профессиональной квалификации работников системы социального обслуживания Воронежской области. Ее производственные индикаторы (презентация будет размещена в ближайшее время)
 8. Шилина Ирина Борисовна, декан факультета социальной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета, г. Москва
Профессионализация специалистов социальной сферы в современных условиях
9. Клочко Елена Юрьевна, сопредседатель Координационного совета по делам инвалидов при Общественной Палате РФ, г. Москва
Реализация положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части организации сопровождения семей с детьми, нуждающимися в государственной поддержке, как основа межведомственного взаимодействия
10. Шиляев Владислав Александрович, заведующий отделением социально-психологической реабилитации Реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста, г. Киров
Работа медицинского психолога в центре реабилитации инвалидов
11. Айсмонтас Бронюс Броневич, декан факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета, Москва
Особенности применения дистанционных образовательных технологий в организации дополнительного профессионального образования для специалистов социальной сферы

 

ТЕЛЕВЕРСИЯ ВИДЕОТРАНСЛЯЦИИ СЕМИНАРА-ВЕБИНАРА 
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ УЧАСТНИКА СЕМИНАРА-ВЕБИНАРА  1.Программа семинара-вебинара 26.02.2016
2.Рекомендации участников семинара-вебинара
3. Аннотации новых редакций проектов отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 1. Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе (проект, скачать)
2. Профессиональный стандарт специалиста по работе с семьей (проект, скачать)
3. Профессиональный стандарт специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере (проект, скачать)
4. Профессиональный стандарт психолога в социальной сфере (проект, скачать)
5. Профессиональный стандарт социального работника (проект, скачать)
6. Профессиональный стандарт руководителя организации социального обслуживания (проект, скачать)

В ходе работы семинара-вебинара дистанционными участниками были заданы  вопросы о применении профессиональных стандартов работников социальной сферы. Экспертная группа подготовит ответы на поступившие вопросы в срок до 10 марта 2016 года и разместит их на сайтах www.профстандартпедагога.рф и www.psyumo.ru.

13 мысли о «Основные итоги работы семинара-вебинара «Региональные и муниципальные практики внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы»»

  1. Уважаемые коллеги, предлагаем вам принять участие в обсуждении вопросов, заданных участниками семинара-вебинара (13 вопросов):
    1. В связи с изменениями в законодательстве об образовании, с 2014 года педагогические работники, работающие в учреждениях социальной сферы (педагоги-психологи, воспитатели, логопеды, инструкторы АФК) не имеют возможности повышать свою квалификацию в учреждениях образования. Каковы варианты решения данной проблемы, так как аттестация данных работников на базе социальных учреждений не будет давать право заниматься педагогической деятельностью, а только оставляет право работать в учреждении социальной защиты.

  2. 2. В профессиональных стандартах имеются особые условия допуска к работе, в которых указаны, что к работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ. ВОПРОС: за какие преступления не допускаются к работе (ст.Уголовного кодекса РФ и т.д.)?

  3. 3. Минобрнауки отказывает в аттестации психологам, ссылаясь на отсутствие у нас лицензии на образовательные услуги. Кроме того, в соответствии с ПП РФ от 14 мая 2015г. №466 педагоги лишились льготных отпусков. Вопрос: Нужна ли лицензия на образовательные услуги в организации социального обслуживания (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних)?

  4. 4. В соответствии с ст. 275 ТК РФ трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации, при этом, типовая форма трудового договора, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 не предусматривает раздела «Трудовая функция», а имеющийся раздел «Права и обязанности руководителя» не содержат трудовых функций и трудовых действий, установленных профессиональным стандартом руководителя организации социального обслуживания, утвержденного приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 678. Возможна ли корректировка структуры и содержания типовой формы трудового договора?

  5. 5. Процедура внедрения профессиональных стандартов многоступенчата, трудоемка и затрагивает права работников. В настоящее время проводится работа по пересмотру профессиональных стандартов, касающихся сферы социального обслуживания. Учитывая данное обстоятельство, стремиться ли к обязательному внедрению указанных профессиональных стандартов (в действующей редакции) к 01.07.2016 в соответствии с требованиями ст. 195.3 ТК РФ ведь изменение квалификационных требований повлечет за собой повторное проведение аттестаций работников и других связанных с этими изменениями действий?

  6. 6. Какая организация на сегодняшний день должна осуществлять аттестацию на категорию сотрудников социально-реабилитационных центров, а именно: специалистов по социальной работе, воспитателей?

  7. 7. В профессиональных стандартах социального работника трудовая функция не соответствует специфики работы социальных работников социально реабилитационного центра для несовершеннолетних. Как быть?

  8. 8. Экономист занимает должность специалиста по социальной работе (переподготовка имеется ) правильно ли это , не будет ли это нарушением?

  9. 9. Может ли педагог-психолог с педагогическим образованием быть психологом-реабилитологом? Если нет, то какие курсы переподготовки необходимо пройти?

  10. 10. По должностным инструкциям клинический психолог очень подходит для работы отделениях временный приют, чем психолог или педагог-психолог, почему нельзя вести такую должность в социальной сфере?

  11. 11. В связи с переводом дефектолога на должность специалиста по реабилитации с соответствующими трудовыми функциями в рамках ПС, меняется ли его продолжительность рабочего дня, отпуск, заработная плата

  12. 12. Может ли педагог-психолог с педагогическим образованием быть психологом-реабилитологом? Если нет, то какие курсы переподготовки необходимо пройти?

Комментарии