Общественно-профессиональное обсуждение результатов апробации профессионального стандарта педагога, обсуждение рекомендаций по применению и распространению стандарта профессиональной деятельности педагога стали основными направлениями работы Всероссийского съезда участников апробации и внедрения профессионального стандарта педагога (далее – Съезд), проведенного 10 – 13 ноября 2015 года на базе разработчика профстандарта педагога – в Московском городском психолого-педагогическом университете.

  Информация о съезде на сайте Минобрнауки РФ (перейти)

 В работе Съезда приняли участие руководители органов управления образованием регионального и муниципального уровней, представители стажировочных площадок Министерства образования и науки Российской Федерации по внедрению профстандарта педагога, руководители и администрация образовательных организаций высшего образования,  образовательных организаций общего и дошкольного образования, эксперты по разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки», представители профсоюзов и  профессиональных сообществ, ученые и практики, занимающиеся вопросами разработки и применения профстандартов (перейти на страницу участников Съезда). Общее количество участников съезда составило 280 человек.

Работа Съезда осуществлялась в течение четырех дней.
 В первый день Съезда, 10 ноября, в рамках пленарного заседания обсуждались:
— вопросы повышения качества образования в условиях действия профессиональных стандартов;
— формирование новых вариантов построения системы профессионального роста педагогических работников в соответствии с требованиями профстандарта педагога;
— задачи и перспективы модернизации педагогического образования в Российской Федерации;
— основные итоги апробации профстандарта педагога на базе 21 стажировочной площадки при формировании образовательных программ педагогического высшего и профессионального образования, дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессионального стандарта;
— региональные модели применения профессионального стандарта педагога;
— проблемы проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом требований профессионального стандарта;
— проблемы применения профессионального стандарта педагога и пути их решения на муниципальном уровне.
Участники Круглого стола «Кто и как должен оценивать учителя» 10 ноября 2015 г. обсудили основные модели оценки квалификации педагогов в условиях изменения законодательства: варианты изменения процедуры аттестации, оценки качества профессиональной педагогической деятельности, требования к экспертам.


 Второй день Съезда, 11 ноября, был посвящен экспертному обсуждению методических разработок и формированию рекомендаций по применению профессионального стандарта:
1.Требования к дифференциации уровней профессионального стандарта;
2.Возможные модели изменения процедуры аттестации на основе профессионального стандарта;
3.Трудовой договор (эффективный контракт), требования к квалификации и должностные обязанности педагогического работника, формируемые на основе профстандарта педагога.
Экспертное обсуждение методических разработок по применению профстандарта педагога включало анализ моделей и вариантов дифференциации уровней профессионального стандарта, определения уровней квалификации и квалификационных категорий, обсуждение основных положений профессионального экзамена, рекомендаций по осуществлению деятельности образовательных организаций на основе профессионального стандарта.
Участники Съезда в ходе дискуссии определили актуальные задачи и предложения по внесению изменений и дополнений в профессиональный стандарт педагога, согласовали предложения по учету в профессиональном стандарте педагога дифференцированных уровней квалификации (квалификационных категорий), предложения по введению профессионального экзамена.
Участники Съезда отметили важность использования методических разработок по применению профстандарта педагога в общеобразовательных организациях.


В третий день Съезда, 12 ноября, были представлены результаты регионального опыта апробации и экспериментального  внедрения профессионального стандарта педагога на стажировочных площадках субъектов Российской Федерации: в Алтайском крае, Республике Татарстан, Свердловской области, Красноярском крае, Ленинградской области, Республики Мордовия, Волгоградской области, Тамбовской области, Республики Бурятия, Хабаровском крае, Воронежской области, Ивановской области, Липецкой области, Челябинской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Иркутской области, Калининградской области, а также проведено экспертное обсуждение проблем применения профстандарта педагога в системе высшего образования (при формировании ФГОС ВО, ОПОП ВО, при проведении профессионального экзамена), .


 В четвертый день Съезда, 13 ноября, подведены итоги работы Съезда, разработаны и приняты рекомендации по применению и распространению стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) в регионах РФ.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ СЪЕЗДА

Обсудив поставленные вопросы, участники Съезда констатируют:
1. Разработанные методические материалы по обеспечению внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» направлены на реализацию задач первой подпрограммы Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций на 2015 – 2020 гг. в части изменения содержания образовательных программ профессионального образования, высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также форм повышения квалификации и переподготовки педагогов.
2. Разработанные методические материалы учитывают опыт апробации профстандарта педагога на стажировочных площадках Министерства образования и науки Российской Федерации и способствуют обеспечению перехода к работе в условиях введения в действие профстандарта педагога:
они направлены на формирование подходов, выявление проблем и рисков использования профстандарта в осуществлении кадровой политики, управлении персоналом, аттестации работников, разработке должностных обязанностей и установления системы оплаты труда с учетом требований профстандарта педагога;
их применение образовательными организациями будет способствовать повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.
3. С целью обеспечения перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях применения профессионального стандарта педагога целесообразно подготовить новую редакцию профессионального стандарта педагога с учетом результатов апробации профстандарта на базе стажировочных площадок, результатов общественно-профессиональной экспертизы пакета документов, разработанных в целях внедрения профстандарта педагога, а также рекомендаций участников Съезда.
4. Определение стратегии и практики внедрения в систему управления образованием новых моделей оценки квалификации педагогов в качестве важного условия предполагает создание профессиональной педагогической ассоциации, ведущими членами и экспертами которой должны стать лучшие педагоги страны, в том числе – финалисты и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России».

Участники Всероссийского съезда считают необходимым:
1. Направить в Министерство образования и науки РФ разработанные по результатам экспертного обсуждения в рамках Всероссийского съезда предложения по формированию дорожной карты «Разработка и применение профстандарта педагога на 2016 – 2020 гг. в рамках деятельности рабочей группы Минобрнауки России по разработке и применению профстандартов в сфере образования и науки».
2. Рекомендовать методические материалы, разработанные в целях внедрения профессионального стандарта педагога, доработанные с учетом замечаний и предложений участников Съезда, направить в Министерство образования и науки Российской Федерации для организации расширенной апробации в образовательных организациях общего образования в 62 регионах России.
3. Создать на базе Московского городского психолого-педагогического университета (разработчика профстандарта педагога) рабочую группу по подготовке новой редакции профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) с учетом предусматриваемых изменений нормативной правовой базы и результатов первого этапа апробации профстандарта педагога.
4. Создать рабочую группу по разработке учредительных документов и определению основных направлений деятельности профессиональной общественной организации «Ассоциация педагогов XXI века» под руководством Е.А. Ямбурга, В.В. Рубцова при участии Общероссийского профсоюза образования.


МАТЕРИАЛЫ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ СЪЕЗДА

 

Комментарии