Значительная часть программы семинара для участников заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» посвящена реальной подготовке к финальным испытаниям. Но не менее важны пункты программы, когда тема обсуждения переходит от педагогической практики к вопросам формирования политики в сфере образования на федеральном уровне. Об этом во второй день работы семинара как раз шла речь в выступлении Натальи Третьяк.

В числе позитивных перемен Наталья Третьяк отметила развитие системы дошкольного образования, где увеличился контингент, но и расширилась сеть учреждений, где произошла модернизация содержания образования и появился ФГОС.

Наталья Третьяк и Петр Положевец

- Однако эти дети скоро придут в школы. Их количество в системе общего образования до 2025 года увеличится на 2,5 миллиона человек. Но учитывая износ зданий, который зачастую составляет свыше 70 процентов, за 10 лет потребуется ввести 6,5 миллиона мест. Это колоссальные объемы. Потребуется много новых школьных зданий. Минобрнауки запустило проект по строительству современных школ, — сказала Наталья Третьяк. — Не скрою, проект продвигается очень сложно, потому что требует очень значительных материальных вложений. Сейчас достаточно сложная экономическая ситуация в стране, но тем не менее, я уверена, что проект получится. Закон об образовании предоставил много инструментов современной организации образовательного процесса. Это и сетевое взаимодействие, и дистанционная система образования. И уже сейчас мы предлагаем старшую школу – 10-11-й классы – переводить на площадку учреждений профессионального образования: вузов, колледжей, техникумов. И здесь многое зависит от вас, от ваших умений и подходов к организации сетевого взаимодействия. Могут быть разные схемы. Например, вариант сетевого взаимодействия, когда школа передает свои часы на государственное задание — в соответствии с необходимостью высвобождения помещений — учреждениям профессионального образования. Передача государственного задания на этот период образования в учреждения другой системы вполне возможна, как и безвозмездное пользование помещениями при соответствующих договоренностях. Поиск вариантов, как и выбор сетевых форм взаимодействия, зависит от вас.

Наталья Третьяк предложила изменить карьерную лестницу учителя
Для подробного обсуждения на семинаре Наталья Третьяк предложила тему профессионального и карьерного роста учителя.

- Учитель остается в своем стартовом статусе и в 25 лет, и в 40, и перед выходом на пенсию он тоже по-прежнему учитель. Карьерная лестница педагога достаточно ограничена. Это карьера по горизонтали. Но нам важно, чтобы учитель мог расти профессионально и одновременно двигаться по карьерной лестнице вверх. Поэтому я бы хотела обсудить с вами пересмотр системы категорий. Категория сейчас определяет поле профессионального мастерства учителя, фиксирует признание его профессионализма. Но это пока не карьерная лестница. Сейчас существует три квалификационных категории – на соответствие должности, на первую и высшую квалификационные категории. Но, к сожалению, эти категории не привязаны к разработанному профстандарту. Стандарт писался как избыточный, как стандарт будущего. И такой вариант требует больше, чем три категории. Подумайте, какое количество категорий оптимально? И что для каждой категории присуще из утвержденного стандарта? Давайте обсудим это вместе!

- И еще мы хотели бы предложить изменить систему должностей, — сказала Наталья Третьяк. — Учитель, который только пришел работать в школу, еще молодой и неопытный. Через какое-то время он набирает профессионализм и становится помощником для своих коллег и лидером, определяющим содержание образования, методику преподавания. Возможно, здесь уместно введение должности учитель-методист. В этом случае педагог выступает как новатор и продвигает новации на всероссийский и международный уровни…

До конца работы семинара его участники сформируют и передадут свои предложения в Минобрнауки России. А пока, сразу после выступления, финалисты «Учителя года России-2015″ попросили Наталью Третьяк дать ответы на волнующие их вопросы о том, как привлечь родителей к сотрудничеству со школой, о механизмах приобретения школами бумажных и электронных учебников, о поддержке молодых учителей и инклюзивном образовании.


Источник: Учительская газета