В Воронеже областной ежегодный форум молодых учителей состоялся уже в четвертый раз. Главными организаторами, как и раньше, стали Воронежское региональное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» и Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, а радушными принимающими хозяевами — Воронежский государственный педагогический университет. Проходил форум под девизом «Молодой учитель «Новой школе» России», но прежде чем начинающие педагоги стали говорить о своих планах и о том, чем они уже сегодня могут порадовать свои школы, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов рассказал, как областные власти готовы поддержать молодого учителя.

Самым заметным решением стало введение надбавки к окладу, которую каждый начинающий учитель Воронежской области получает ежемесячно в течение первых пяти лет работы. Причем еще недавно надбавка была рассчитана на первые три года работы, а теперь этот период увеличен. Размер доплаты зависит от того, с какими результатами молодой специалист окончил вуз: если с синим дипломом, то ежемесячная надбавка составит 20% для городского учителя и 25% — для педагога из сельской местности, если с красным — соответственно 25% и 30%. Еще одно решение в пользу молодежи обещают принять в ближайшее время. В области действует Закон о молодом специалисте, по которому вчерашние выпускники вузов в первые три года работы получают единовременную ежегодную материальную помощь. Вот только молодые учителя в этом законе не значатся, почему-то эта профессия выпала из поля зрения областных законодателей. Воронежский обком Профсоюза работников образования и науки неоднократно обращался и в областную Думу, и в Департамент образования с просьбой учесть в законе интересы начинающих педагогов. Теперь наконец поправки обещают внести.
Кстати, по всем юридическим вопросам и проблемам социальной поддержки участники форума могли обратиться в консультационный центр и получить ответы у сотрудников обкома Профсоюза работников образования и науки. Работало на форуме и несколько образовательных площадок, где можно было узнать о тонкостях ораторского искусства, секретах игровых технологий в образовании, о самоорганизации педагога и, конечно, о работе Совета молодых учителей, успевшего довольно активно зарекомендовать себя за последние четыре года.

Очень содержательным и полезным оказалось проведение педагогических мастерских под общим названием «Профессиональный стандарт педагога — основа для повышения качества педагогической деятельности и непрерывного профессионального развития педагогов». На семи площадках рассматривались самые актуальные и непростые вопросы, например, о профстандарте и эффективном трудовом контракте, о проблемах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, об оценке качества и эффективности работы учителя, о психологических аспектах взаимодействия педагогов в условиях реализации ФГОС и профстандарта.
Но самым волнующим моментом для молодых учителей, конечно, стал финал областного конкурса «Мои инновации в образовании», где девять очень обаятельных, молодых, умных и, несомненно, талантливых педагогов демонстрировали творческие сомопрезентации под общим названием «Становлюсь профессионалом!». По итогам этого очного тура финалистов жюри, в состав которого входили ученые воронежских вузов, общественные деятели и заслуженные педагоги области, назвало четырех победителей. Первое место у Дарьи Куренковой, учителя английского языка школы №34 Воронежа, второе место разделили Алексей Олейник, учитель технологии и математики лицея №11 Россоши, и Наталья Медкова, учитель физкультуры гимназии №9 Воронежа. На третьем месте Ольга Золототрубова, учитель технологии и изобразительного искусства Русскогвоздевской школы Рамонского района.
Работало на конкурсе и второе жюри, в его состав входили молодые педагоги, ставшие финалистами и призерами конкурсов прошлого и позапрошлого года. По мнению молодежи, первое место у Алексея Олейника из Россоши, второе разделили двое — Наталья Медкова из воронежской гимназии №9 и Наталья Сишненко, педагог-психолог детского сада «Солнышко» районного центра Репьевка Репьевского района. А на третье место общественное жюри поставило Дарью Куренкову из воронежской школы №34. Молодому поколению в определении победителей помогала большая ромашка с бумажными белыми лепестками, на каждом — имя участника и цветные булавки, которые за того или иного участника прикалывали члены жюри. И хотя на ромашке Дарья Куренкова собрала меньше голосов, мы так же, как и более опытное и профессиональное жюри, отдаем ей заслуженную победу и знакомим с ней читателей.
Педагогический стаж Дарьи Павловны Куренковой — полтора года. Говорит, нисколько не жалеет, что выбрала профессию учителя.
— Я видела профессию учителя не только в школе, но и изнутри, в своем доме. У меня мама, папа, бабушка и дедушка — все учителя! Очень привлекало отношение к этой профессии окружающих. Я видела, когда практически каждый ученик, проходя мимо моей бабушки Раисы Петровны Шеншиной, учителя русского языка и литературы, или дедушки Дмитрия Федоровича Шеншина, учителя истории, кланялся и здоровался с ними! А ведь такое уважение есть не к каждой профессии.
Окончив в 2013 году Воронежский педагогический университет, в котором, кстати, в свое время учились и бабушка с дедушкой, и родители Дарьи — мама Марина Дмитриевна Куренкова, учитель английского языка Верхнемамонского лицея, папа Павел Васильевич Куренков 10 лет проработал учителем физкультуры, — Дарья сразу устроилась работать учителем английского языка в воронежскую школу №34. Пришла сюда, потому что была свободная вакансия, а, оказалось, попала в отличный коллектив.
Пока Дарья Павловна живет в съемной квартире, но в скором времени надеется переехать в свою новую квартиру. Одна из проблем — небольшая зарплата. За 24 часа в неделю и занятия с тремя надомниками получает 18 тысяч рублей, еще репетиторствует, в общей сложности выходит 19.
Главная мечта Дарьи — путешествие в Лондон. Они с мамой много ездят, были в разных странах, и, конечно, для учителей английского языка поездка в Лондон — самое заветное желание. Марина Дмитриевна Куренкова тоже была на конкурсе, болела за дочку. Я попросила представительницу педагогической династии с общим педстажем более 100 лет рассказать, чему и как учит она свою дочь в профессии. Вот что рассказала Марина Дмитриевна:
— Я всегда говорила Даше, что не стоит гнаться за новизной, не стоит постоянно доказывать, что учитель должен быть современным. Нужно всегда опираться на опыт. Учитель — это вечная категория, и основа этой профессии — любовь к детям. С этого все начинается.
Тема наставничества поднимается на каждом форуме молодых учителей. Начинающему педагогу необходимы помощь и внимание более опытного коллеги. И на четвертом форуме речь о наставничестве тоже шла. Год назад члены регионального отделения ВПС предложили своему председателю Ольге Картавцевой провести среди молодых учителей конкурс письменных работ на тему «Мой наставник». Что и было сделано в нынешнем году. Лучшей оказалась работа Ольги Воловой, учителя информатики и краеведения Манинской школы Калачеевского района. Ольга Александровна тоже была участником конкурса молодых учителей «Мои инновации в образовании-2015», но в число финалистов не попала. Однако ее рассказ о наставниках не оставил равнодушными членов жюри. В своем эссе Ольга благодарит сразу двух педагогов — доцента ВГПУ Елену Михайловну Зубащенко и учителя своей школы, в которой работает первый год, Светлану Анатольевну Волкову.
По словам председателя Воронежского отделения ВПС Ольги Картавцевой, это очень знаковый пример, можно сказать, идеал наставничества, при котором молодой учитель всегда чувствует и получает внимание и поддержку.
— Современная школа, — говорит Ольга Анатольевна — вступает в эпоху смены поколений. Поэтому сегодня необходимо особое внимание уделять работе с молодыми, начинающими учителями. Далеко не каждая школа обеспечивает сопровождение, наставничество каждому молодому учителю, хотя это необходимо. Поэтому мы стараемся им помочь, отсюда и наши форумы, и конкурсы, и Совет молодых учителей, активно работающий у нас все последние годы.


Источник: Учительская газета.