24-26 июня 2015 г. в Москве состоялась крупнейшая международная конференция, посвящённая подведению итогов государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» в части доступности образования обучающимся с ОВЗ и лицам с инвалидностью.

Цель конференции, организованной Министерством образования и науки Российской Федерации, Департаментом образования города Москвы, Московским городским психолого-педагогическим университетом и Северо-Кавказским федеральным университетом, в партнерстве с РООИ «Перспектива», РБОО «Центр лечебной педагогики» (г.Москва), Фондом содействия решению проблем аутизма в России, Всероссийской государственной специализированной академией искусств — обсудить результаты реализации Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы, выработать стратегию решения проблемных вопросов, касающихся создания универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, консолидировать усилия профессионального сообщества, представителей негосударственных и общественных  организаций и органов государственной власти.
    Конференция «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ» явилась продолжением Международных научно-практических конференций «Инклюзивное образование: методология, практика, технология» (2011 г.) «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» (2013г.) и в 2015 году прошла уже в третий раз, вызвав большой интерес среди профессионалов в данной области.
Информационными партнерами конференции выступили:
• Проект «Социальный навигатор» РИА Новости (генеральный информационный партнер)
• «Учительская газета»
• Агентство социальной информации
• Портал психологических изданий «Psyjournals.ru»
• Агентство стратегических инициатив
• Информационно-методический портал «Образование без границ»
 В конференции приняли участие более 850 участников из 74 регионов Российской Федерации, представители Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, США, Канады, Чехии, Германии, Израиля,  Великобритании.
В рамках конференции прошли  пленарные заседания, тематические секции и круглые столы, практико-ориентированные семинары, а также:
1. Награждение победителей Второго Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России»
2. Тематический кинопоказ и обсуждение лучших фильмов Международного кинофестиваля «Кино без барьеров» (РООИ «Перспектива»)
Участники конференции познакомились с практическим опытом развития инклюзивного образования на примере деятельности образовательных организаций города Москвы, в которых состоялись практико-ориентированные семинары и  мастер-классы.
Участники конференции обсудили: специфику организационно-управленческих моделей развития инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации; опыт разработки и  применения технологий инклюзивной практики в образовании; создание универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях; практику организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; результаты научных исследований в сфере инклюзивного образования; особенности профессиональной подготовки администрации образовательных организаций, педагогов, специалистов образовательных организаций; возможности межведомственного взаимодействия в интересах детей с ОВЗ; вопросы создания инклюзивной культуры в образовательной организации; роль специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в ресурсном обеспечении инклюзивной практики.
Участники конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач  дальнейшего развития инклюзивного образования в России, и выработали следующие рекомендации:
 Государственной Думе V созыва Федерального Собрания Российской Федерации:
• рассмотреть вопрос о внесении изменений  и дополнений в   ФЗ «Об образовании в РФ»:
- вместо термина «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» — ввести термин «обучающийся с особыми образовательными потребностями»;
- заменить термин «обучающийся с умственной отсталостью» на «обучающийся с интеллектуальными нарушениями».
 Министерству образования и науки Российской Федерации:
• Принять специальные требования к ФГОС основного и среднего общего образования по организации обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Предусмотреть введение учебных дисциплин по социальной и образовательной инклюзии в основные образовательные программы высшего профессионального образования педагогического, психолого-педагогического и психологического направлений.
• Предусмотреть проведение международной конференции по вопросам программно-методического обеспечения инклюзивного образования в 2017 году.
• Поддержать ежегодное проведение Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России».
• Определить возможность получения образования обучающимися с ОВЗ по адаптированной образовательной программе (при совместном обучении) в рамках всех вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ  ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
• Ускорить принятие профессиональных стандартов педагога-психолога и тьютора.
• Предусмотреть  поддержку деятельности  социально ориентированных общественных организаций  по  продвижению инклюзивной  культуры  в образовательных организациях (показы фильмов, занятия  по  пониманию инвалидности «Уроки доброты»).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и руководителям образовательных организаций:
• Ввести повышающие коэффициенты нормативов финансового обеспечения создания специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ и лицами с инвалидностью в соответствии со статьей 99 273-ФЗ
• Предусмотреть проведение мониторинга в целях осуществления статистического учета детей с ОВЗ и с инвалидностью в целях своевременного принятия управленческих решений по созданию специальных условий образования и инклюзивной образовательной среды с учетом мнения общественных организаций инвалидов
• Содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
• Обеспечить введение  ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
• Разработать процедуру паспортизации образовательных организаций по оценке специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, в том числе экспертной оценки образовательных программ.
• Поддерживать использование сетевой формы реализации образовательных программ для обеспечения возможности освоения обучающимся с ОВЗ образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций.
• Ввести в перечень  государственных и иных услуг в сфере образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры следующие услуги и работы:
 реализация специальных индивидуальных программ развития детей, в том числе с ОВЗ, от 2  до 18 месяцев (до 1,5 лет),
 психолого-педагогическое сопровождение детей, в том числе с ОВЗ, от 2  до 18 месяцев (до 1,5 лет)
 психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ независимо от типа образовательной организации и  реализуемых программ;
 комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей на ПМПК;
 реализация дополнительных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ;
 предоставление методической помощи организациям, реализующим адаптированные образовательные программы и индивидуальные учебные планы обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
 реализация программ профессиональной подготовки для лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
• Учитывать при составлении рейтинга образовательных организаций созданные в них специальные условия  образования  обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью,  а  также  уровень развития  инклюзивной  культуры и  инклюзивной  практики.
• Организовать проведение аудита (оценки) школ экспертами-пользователями с инвалидностью на предмет доступности для получения рекомендаций по  обеспечению  доступной среды для обучения детей с разной формой инвалидности.
• Разработать и ввести во все программы повышения квалификации педагогических работников информацию об организации инклюзивного образования и введении новых ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью. Особое внимание уделить вопросам просвещения в области инклюзивного образования руководителей образовательных организаций, в том числе и кадрового резерва.
• Проводить популяризацию идей инклюзивного образования с активным привлечением СМИ, в том числе через организацию конкурсов педагогического мастерства.
• Способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в обществе через  поддержку реализации социально-ориентированных проектов  (совместно с образовательными организациями).
Общественным организациям и ассоциациям:
• Разработать и проводить общественный контроль (мониторинг и  оценку), учитывающий не только количественные, но и качественные показатели реализации прав обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью на доступное качественное образование по  месту жительства .
• Способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в обществе через реализацию социально-ориентированных проектов  (совместно с образовательными организациями).
• Участвовать в разработке и принятии решений экспертных советов и рабочих групп при государственных учреждениях, занимающихся вопросами образовательной и социальной инклюзии.
• Проводить общественную кампанию  по просвещению родителей о принципах и целях инклюзивного образования.
  Участники Конференции, отмечая важность ее проведения на регулярной основе, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы Конференции и изложенные в резолюции, будут содействовать развитию инклюзивного образования, способствовать укреплению международного сотрудничества, помогут обеспечить поэтапный выход российского образования на качественно новый уровень развития.

Источник: Московский Городской Психолого-Педагогический Университет

Комментарии