16 декабря 2016 года. Обсуждению и оценке результатов  апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», полученных в 2016 году,  была посвящена Всероссийская конференция «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее – конференция), проведенная 16 декабря 2016 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете при поддержке  Министерства образования и науки Российской Федерации.

В конференции приняли участие (в очной, а также дистанционной форме) представители региональных (муниципальных) органов управления образованием, руководители и эксперты пилотных региональных (муниципальных) площадок,  представители организаций высшего образования, реализующих программы профессиональной подготовки педагогов-психологов, представители организаций высшего и дополнительного профессионального образования, реализующих программы дополнительного профессионального образования, педагоги-психологи и другие специалисты образовательных организаций дошкольного и общего образования и центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, представители Общероссийского профсоюза работников образования, члены экспертного совета «Педагог-психолог» и комиссии «Сопровождение применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы» федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» – всего более 1600  человек из 73 субъектов РФ.


Программа работы конференции включала:

1. Пленарное заседание;

2. Расширенное заседание комиссии «Сопровождение применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы» федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» по вопросу «Итоги апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации, являющихся пилотными площадками по апробации и внедрению профессионального стандарта;

3. Расширенное заседание экспертного совета «Педагог-психолог» федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» по вопросу «О задачах по приведению ФГОС ВО и ПООП ВО в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Конференция  была посвящена поиску ответов и разработке решений на следующие проблемы и вопросы:

  1.  Основные результаты апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 2016 году в субъектах Российской Федерации;
  2. Представление опыта проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, а также программ дополнительного профессионального образования с учетом требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  3. Формирование предложений по уточнению процедур аттестации педагогов-психологов и дифференциации уровней квалификации в рамках применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  4. Представление опыта апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в рамках деятельности пилотных площадок, действующих в различных субъектах Российской Федерации.

Обсудив поставленные вопросы, участники конференции приняли следующие рекомендации:

  1. Принять к сведению информацию о применении профессиональных стандартов работников образования и о концепции развития психологической службы системы образования.
  2. Одобрить результаты работы региональных пилотных площадок по апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 2016 году.
  3. Считать целесообразным экспериментальное применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 2017 – 2019 годах с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 № 584  «Об особенностях применения профессиональных стандартов» и в соответствии с планом мероприятий дорожной карты по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденной 24 июня 2015 года Министром образования и науки  Российской Федерации.
  4. Считать целесообразным обеспечение сохранения правового статуса и трудовых гарантий педагогов-психологов в условиях перехода на профессиональные стандарты, а также в рамках развития системы психологического обеспечения образования.
  5. Региональным органам исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, и региональным пилотным площадкам по апробации профессионального стандарта педагога-психолога в срок до 1 февраля 2017 г. подготовить и направить в адрес Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей  Минобрнауки России предложения по внесению изменений и дополнений в профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также предложения по срокам введения в действие данного профессионального стандарта.
  6. Разработчикам профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения для Минобрнауки России и Минтруда России по внесению изменений и дополнений в профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в связи с утверждением новых документов, регламентирующих развитие государственной политики в системе образования, а также с учетом апробации профессионального стандарта в период 2015 — 2017 гг.
  7. Региональным пилотным площадкам, участвующим по апробации профессионального стандарта педагога-психолога в 2017 году, принять участие в разработке образовательных модулей повышения квалификации, по которым в регионах будет проводиться повышение квалификации и переподготовка специалистов, в том числе, инициировать разработку предложений об использовании электронных форм образования в целях повышения квалификации педагогов-психологов.
  8. Экспертному совету «Педагог-психолог» ФУМО «Образование и педагогические науки» совместно с комиссией «Сопровождение применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы» ФУМО «Образование и педагогические науки», а также региональными пилотными площадками по апробации профессионального стандарта педагога-психолога разработать предложения по введению профессионального экзамена на право допуска к профессиональной деятельности, по  формированию индивидуальных траекторий профессионального развития и по организации необходимой стажировки педагога-психолога как в образовательной организации, так и на рабочем месте.
  9. Просить МГППУ подготовить для публикации сборник с описанием результатов апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 2016 году.С учетом обсуждения вопросов, касающихся регионального опыта апробации профстандарта педагога-психолога, участники Всероссийской конференции при дальнейшем применении профессиональных стандартов в соответствии с Постановлением Правительства РФ №584 от 27 июня 2016 г. считают целесообразным:
    • сохранить в номенклатуре должностей педагогических работников должность педагога-психолога. Подготовить рекомендации по порядку замещения должности и формированию должностных обязанностей педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта педагога-психолога;
    • разработать ФГОС и примерные ОПОП для подготовки педагога-психолога в системе УГСН «Образование и педагогические науки» по направлению 44.00.03 «Психолого-педагогическое образование» в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Рекомендовать вузам РФ начать подготовку по данному направлению с учетом реальной потребности системы образования регионов, необходимости работы в междисциплинарной команде, особенностей межведомственного взаимодействия и требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
    • при осуществлении работ по развитию психологической службы в регионах предусмотреть в дорожных картах регионов действия, определенные Постановлением Правительства РФ №584 от 27 июня 2016 г., включая мероприятия по организации региональных ПМПК и развитию сети специализированных центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с учетом особенностей межведомственного взаимодействия педагогов-психологов, клинических психологов, медиков, юристов и социологов.
    • разработчикам профессионального стандарта педагога и педагога-психолога внести соответствующие изменения в профессиональные стандарты с учетом разрабатываемой комплексной модели психологического обеспечения системы образования, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (Ответственные – разработчики профессиональных стандартов).

Оргкомитет и участники выражают благодарность всем докладчикам конференции за содержательные сообщения:

  1. Терехиной Ирине Олеговне, заместителю директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства Министерства образования и науки РФ;
  2. Куприяновой Татьяне Викторовне, заместителю председателя Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации;
  3. Волошиной Ирине Александровне, директору по развитию системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
  4. Рубцову Виталию Владимировичу, ректору Московского государственного психолого-педагогического университета;
  5. Забродину Юрию Михайловичу, проректору Московского государственного психолого-педагогического университета;
  6. Зинченко Юрию Петровичу, декану факультета Психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;
  7. Минюровой Светлане Алигарьевне, первому проректору — проректору по учебной работе Уральского государственного педагогического университета;
  8. Клюевой Татьяне Николаевне, директору ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр»;
  9. Чепель Татьяне Леонидовне, научному консультанту ГБУ Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования;
  10. Олтаржевской Любови Евгеньевне, руководителю городского психолого-педагогического центра, г. Москва;
  11. Удиной Татьяне Николаевне, директору Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содружество» города Чебоксары Чувашской Республики;
  12. Халиковой Лилии Рашитовне, заведующей кафедрой психологии Института развития образования Республики Башкортостан;
  13. Егоровой Марине Алексеевне, декану факультета Психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета;
  14. Андрущенко Татьяне Юрьевне, декану факультета психолого-педагогического и социального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета;
  15. Ярецкому Юрию Львовичу, ректору АНОО ВО «Институт социального образования», г. Воронеж;
  16. Черной Анне Викторовне, профессору кафедры организационной и возрастной психологии Южного федерального университета;
  17. Умнову Владиславу Семеновичу, заведующему кафедрой психологии Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета.

№  п/п       МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
1. Программа работы конференции  (скачать программу)
2. Дорожная карта (перечень  основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (скачать)
3. Рекомендации участников Конференции 16.12.2016 г. (скачать)
4. Рекомендуемый примерный алгоритм действий, перечень основных мероприятий и ожидаемых результатов по направлению «Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог» на интервале 2017 – 2019 гг. (скачать)
5. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (скачать)
6. Выпуск журнала «Психологическая наука и образование psyedu.ru» Том 8, №3, 2016 г.  по теме «Новая магистерская программа подготовки психолога образования к профессиональной деятельности» (перейти к просмотру)
7. Сборник «Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников социальной сферы» (перейти к просмотру)
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (скачать)
9. Национальная стратегия действий в интересах детей на период 2012 — 2017 гг. (скачать)
10. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2025 года (скачать)
ПРЕЗЕНТАЦИИ ДОКЛАДОВ КОНФЕРЕНЦИИ
1. Андрущенко Т.Ю. Опыт оценивания выпускника магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Школьная психология) (скачать)
2. Волошина И.А. Применение профессиональных стандартов в сфере труда (скачать)
3. Егорова М.А. О подготовке кадров в условиях применения профессиональных стандартов в области образования (на примере педагога-психолога) (скачать)
4. Забродин Ю.М. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: проблемы и риски (скачать)
5. Зинченко Ю.П. О концепции развития психологической службы (скачать)
6.  Клюева Т.Н. Итоги апробации профстандарта педагога-психолога в Самарской области (скачать)
7. Минюрова С.А. Опыт апробации и целевые ориентиры внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области (скачать)
8. Олтаржевская Л.Е. Управление кадровым потенциалом центра в условиях применения профстандарта педагога-психолога (скачать)
9. Рубцов В.В. Основные этапы и результаты апробации профессионального стандарта педагога-психолога (скачать)
 10. Удина Т.Н. Индивидуальная программа профессионального развития педагогов-психологов с учетом требований профстандарта (скачать)
11. Умнов В.С. Проблемы проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом требований профессионального стандарта «Педагог-психолог» (скачать)
12. Халикова Л.Р. К вопросу апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог» в Республике Башкортостан (скачать)
13. Черная А.В. Использование профессионального стандарта в проектировании основной профессиональной образовательной программы магистратуры: опыт ЮФУ, проблемы и перспективы (скачать)
14.  Ярецкий Ю.Л. Приведение в соответствие квалификационных характеристик практикующих психологов требованиям профильных профстандартов (скачать)
ТЕЛЕВЕРСИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ (перейти к просмотру)
ФОТОРЕПОРТАЖ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ (перейти к просмотру)

Комментарии