Часто задаваемые вопросы

 

Вопрос 12 сентября 2016 года

Стандарты предлагают ввести должности реабилитолога и специалиста по работе с семьей. В реабилитационном процессе в нашем учреждении  задействована должность воспитателя – специалиста, имеющего педагогическое образование и реализующего программы дополнительного образования. Если мы переименуем воспитателя в реабилитолога, то специалисты значительно потеряют в зарплате  (и без этого небольшой) и льготах на продолжительный отпуск как педагогические работники. Какие есть варианты разрешения данной ситуации?

Ответ:   Должность воспитателя относится к педагогическим работникам. Наличие  педагогических работников в организациях социального обслуживания не совпадает с видом экономической деятельности данных организаций и вступает в противоречие с Законом об образовании РФ ФЗ-273, так как эти организации не ведут образовательную деятельность (обучение). Оптимальным вариантом переименования должности «воспитатель»  является наименование «специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», что раскрывает содержание трудовых действий специалиста в организации социального обслуживания, если данный специалист работает с группой детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или  в социально опасном положении. К сожалению, при переименовании должности работник утрачивает право на социальные льготы и гарантии,  касающиеся педагогических работников. Однако, на основании внесения изменений в коллективный договор организации,  работодатель может предоставить данной категории работников дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 12 дней, а также компенсировать  разницу в заработной плате  выплатами стимулирующего или компенсирующего характера.


Вопрос 05 сентября 2016 года

В нашем учреждении в штатном расписании имеется должность педагога-психолога, который реализует направления деятельности, связанные с образованием детей (наряду с реализацией социально-психологических услуг, он осуществляет сопровождение образовательного процесса). В стандарте в разделе «Возможные наименованиях должностей» не прописана должность педагога-психолога, а в анкете, которую предлагается заполнить организациям социального обслуживания по применению профессиональных стандартов, в наименовании должностей по ПС есть должность педагога-психолога. Есть ли возможность оставить эту должность в своем учреждении?

Ответ:  Профессиональный стандарт педагога-психолога (Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н) в разделе «Возможные наименования должностей, профессий» включает должность «Педагог-психолог», что является основанием для последующего включения данной должности в штатное расписание образовательной организации, в том числе ППМС центра. Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» (Приказ Минтруда России от «18» ноября 2013 г. №682н) в разделе «Возможные наименования должностей, профессий» включает должность «Педагог-психолог», что является основанием для последующего включения данной должности в штатное расписание образовательной организации, в том числе ППМС центра.


Вопрос 29 августа 2016 года

Какие последствия в этом случае ожидают работников и саму ОО  после вступления в силу профстандарта педагога?

Ответ:  Профессиональные стандарты направлены на совершенствование трудовых правоотношений, а сам процесс их внедрения достаточно длительный и многоаспектный. О каких именно последствиях Вы хотели бы узнать?


Вопрос 22 августа 2016 года

Подскажите, пожалуйста, в нашей ОО есть работники без педобразования. Соответствующие уведомления им выданы под подпись. Но они категорически отказываются проходить переподготовку или получать доп. образование. При этом стаж работы в данной ОО большой, аттестация пройдена по 4-5 раз у каждого (высшая категория), последняя аттестация в 2015 году?

Ответ:  Минтруд России обращает внимание, что при применении квалификационных справочников лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Однако обращаем Ваше внимание, что Систематическое повышение своего профессионального уровня – это обязанность педагогических работников, зафиксированная в статье 48 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. Данную обязанность целесообразно включать в должностные инструкции педагогических работников.


Вопрос 15 августа 2016 года

Какие документы (локальные акты) необходимо издать в образовательной организации в связи с введением профстандарта (приказы, положения, ознакомление педагогов)? Когда?

Ответ: С целью поэтапного перехода образовательных организаций на работу в условиях профессиональных стандартов целесообразно создавать приказом руководителя образовательной организации рабочую группу, а также утверждать план организации внедрения профессиональных стандартов на 2016 – 2020 годы , учитывающий требования законодательства и учредителя образовательной организации  к особенностям применения профессиональных стандартов (в частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года №584)


Вопрос 08 августа 2016 года

Нужно ли педагогам с высшим педагогическим образованием (учитель русского языка, др. предметов) проходить профессиональную переподготовку по дошкольному образованию, если работают воспитателем?

Ответ: Указанные характеристики квалификации «Высшее педагогическое образование» дают право на трудовую деятельность в образовательной организации по должности воспитателя в соответствии с требованиями к квалификации, указанными в профессиональном стандарте педагога.


Вопрос 01 августа 2016 года

Как будет решаться вопрос с педагогами-стажистами, которые не имеют специального педагогического образования, а в некоторых случаях и образования по предмету, хотя проработали много лет, являются ветеранами труда и имеют высокие показатели, отмечены за педагогическую деятельность гос. наградами?

Ответ:  Минтруд России обращает внимание, что при применении квалификационных справочников лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Данные рекомендации прописаны также в действующем порядке аттестации педагогических работников (Приказ  от 7.04. 2014 г. N 276 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»)


Вопрос 25 июля 2016 года

Изменится ли подход к аттестации педагогов дополнительного образования в связи с внедрением профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых?

Ответ:  В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., статья 48 педагогические работники обязаны «проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании». Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В соответствии с действующим Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 № 276) аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям.

Переход образовательных организаций на работу в условиях профессиональных стандартов  предусматривает в качестве одного из направлений применения профессиональных стандартов оценку качества выполнения профессиональной деятельности в ходе аттестации по реализации трудовых функций и обязанностей[1], соответствующих должности и зафиксированных в должностной инструкции с учетом реальных профессиональных задач и на основе требований профессионального стандарта к выполняемой профессиональной деятельности в данной организации.

[1] Перечень должностных обязанностей определяет руководитель образовательной организации в соответствии с профессиональными задачами организации из числа трудовых функций и трудовых действий соответствующих профессиональному стандарту


Вопрос 18 июля 2016 года

Сейчас в связи с введением ФГОС в организациях ДОУ ведется деятельность по платному переобучению педагогических работников у которых в дипломе нет слова «Педагогика». Например я педагог-психолог ДОУ и моя специализация Психолог. Преподаватель психологии. В каких нормативных актах прописано, что я не имею права работать или аттестовываться на категории без ЭТОГО дополнительного переобучения? Или все же моя специализация: Психолог. Преподаватель психологии; дает мне право на трудовую деятельность в дошкольных учреждениях по должности педагог-психолог?

Ответ: Указанные характеристики Вашей квалификации «Высшее образование по профильным направлениям» дают Вам право на трудовую деятельность в дошкольных учреждениях по должности педагог-психолог без профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями к квалификации, указанными в профессиональном стандарте педагога-психолога.


Вопрос 11 июля 2016 года

Просмотрела перечень профессий, по которым будут разрабатываться ПС. И, как часто это бывает. не нашла профессии педагога-библиотекаря. Знаю, что проект такого стандарта разрабатывается Русской школьной библиотечной ассоциацией. Скажите, разработанные РШБА стандарты будут рассматриваться? Или педагоги-библиотекари вообще не рассматриваются как работники образования?

Ответ:  В соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников (Постановление Правительства РФ № 678 от 08.08.2013 года, педагог-библиотекарь входит в перечень педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Проект профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь» разработан и проходит профессионально-общественное обсуждение.


Вопрос 04 июля 2016 года

Проконсультируйте, пожалуйста, какие мероприятия необходимо обязательно провести для введения профстандарта преподаватель. В нашем институте по штатному расписанию есть и методисты , воспитатели (в общежитии) и др. должности для обеспечения образовательного процесса. Профстандарт по этим специальностям планируется разработать?

Ответ:

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, уполномоченное законодательством Российской Федерации  за предоставление разъяснений по вопросам применения профессиональных стандартов, определило основные направления внедрения профессиональных стандартов в организациях :

  • Формирование рабочей группы по применению профессиональных стандартов;
  • Анализ штатного расписания;
  • Определение обязательности применения профессиональных стандартов;
  • Анализ реестра профессиональных стандартов/ справочника востребованных и перспективных профессий;
  • Анализ соответствия профессиональным стандартам: наименование должностей, профессий, требования к образованию, требования к опыту работы, особые условия допуска к работе;
  • Реализация плана-графика мероприятий по внедрению профессиональных стандартов, утвержденного приказом.

 Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует в плане-графике организаций по внедрению профессиональных стандартов предусмотреть следующие мероприятия:

  • Определение профессиональных стандартов, планируемых к использованию в организации;
  • Определение должностей/ профессий в организации, по которым необходима разработка профессиональных стандартов;
  • Определение необходимости профессиональной подготовки и / или дополнительного профессионального образования работников на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов;

Разработка и реализация плана профессиональной подготовки и /или дополнительного профессионального образования работников с учетом положений профессиональных стандартов.


Вопрос 27 июня 2016 года

Педагоги с 30-летним (и более) стажем работы, вынуждены поступать в ВУЗ? Или достаточно пройти переквалификацию (500-600 часов), чтобы остаться на своём рабочем месте? Что должно быть написано в дипломе, чтобы педагог не переживал за место работы?

Ответ: Приводим квалификационные требования к педагогическим работникам, указанные в профессиональном стандарте педагога:

Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика»

или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой  по профилю педагогической деятельности),

либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации


Вопрос 20 июня 2016 года

Я имею диплом МГУ имени М.В. Ломоносова. Окончила биофак, биохимическое отделение. Работаю в школе с 1982 года. На данный момент преподаю химию и окружающий мир. Высшая категория более 20 лет. На следующий год нужно аттестоваться. Нужна ли мне переподготовка? Если да, то какая?

Ответ:

1. Указанные характеристики Вашей квалификации «Высшее непедагогическое образование в области, соответствующей преподаваемому предмету» в соответствии с квалификационными требованиями профессионального стандарта педагога дают Вам право преподавать химию и окружающий мир при наличии у Вас профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности.

2. Дополнительно сообщаем:

2.1 В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., статья 46  «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Указанные характеристики Вашей квалификации «Высшее непедагогическое образование в области, соответствующей преподаваемому предмету» дают Вам право преподавать химию и окружающий мир без профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями к квалификации, указанными в ЕКС должностей руководителей, специалистов и слушателей (на период действия данного справочника, до его отмены). Работодатель должен самостоятельно определить, какой нормативный правовой акт он использует до 2020 года (срок перехода образовательных организаций на работу в условиях профстандарта педагога в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584).

2.2 Минтруд России обращает внимание, что при применении квалификационных справочников лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.


Вопрос 13 июня 2016 года

Подскажите пожалуйста, права ли наша администрация, обязывая меня получить дополнительное профессиональное образование за свой счет? Ссылаются на ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» Статью 76. В настоящий момент я работаю учителем технологии в школе(и нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет, планировала выйти на работу в новом учебном году), имею высшее образование по специальности Социальная педагогика и педстаж 2 года-в качестве мастера производственного обучения и 4 года-учителя технологии?

Ответ:

1. В соответствии со ст.47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работодатель для собственных нужд на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ТК РФ196 ст.).     Поскольку ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. установлено, что педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень (статья 48), в соответствии со статьей 196  ТК РФ «Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников» работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, так как это условие выполнения работниками определенных видов деятельности (в Вашем случае, педагогической).

2. Указанные характеристики Вашей квалификации «Высшее педагогическое образование» в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в профессиональном стандарте педагога дают Вам право работать учителем технологии в школе.


Вопрос 06 июня 2016 года

Я окончила Биир ГПи социально-гуманитарный факультет в 2004 г. по специальности история, написали только так, хотя мы поступали на специальность история, социология, обществознание, обучались по программе университета, затем лицензия изменилась, могу ли я вести обществознание в школе?

Ответ:

  1. Профессиональный стандарт педагога устанавливает единые квалификационные требования к педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (ОТФ В): «Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой  по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации». Указанные характеристики Вашей квалификации «Высшее непедагогическое образование в области, соответствующей преподаваемому предмету» дают Вам право преподавать обществознание при наличии у Вас профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности.
  1. Дополнительно сообщаем:

2.1 В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., статья 46  «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Указанные характеристики Вашей квалификации «Высшее непедагогическое образование в области, соответствующей преподаваемому предмету» дают Вам право преподавать обществознание без профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями к квалификации, указанными в ЕКС должностей руководителей, специалистов и слушателей (на период действия данного справочника, до его отмены). Работодатель должен самостоятельно определить, какой нормативный правовой акт он использует до 2020 года (срок перехода образовательных организаций на работу в условиях профстандарта педагога в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584).

2.2 Минтруд России обращает внимание, что при применении квалификационных справочников лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.


 

Вопрос 30 мая 2016 года

Разъясните, пожалуйста, могу ли я в связи с новым стандартом работать учителем начальных классов в школе, если у меня высшее непедагогическое образование (университет, специальность химик), я прошла проф.переподготовку (522 часа) Педагогика и методика начального образования. Мне сказали, что с 2019 г. проф.переподготовка не действительна, без базового педагогического образования?

Ответ: Профессиональный стандарт педагога устанавливает единые квалификационные требования к педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (ОТФ В): «Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации». Указанные характеристики Вашей квалификации «Высшее непедагогическое образование», а также профессиональная переподготовка «Педагогика и методика начального образования» дают Вам право работать учителем начальных классов в школе.


Вопрос 24 мая 2016 года

В дипломе написано учитель истории. Могу ли я преподавать обществознание?

Ответ:  Профессиональный стандарт педагога устанавливает единые квалификационные требования к педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (ОТФ В): «Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой  по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации». Указанные характеристики Вашей квалификации «Учитель истории» дают Вам право преподавать обществознание.


Вопрос 12 мая 2016 года

Как будет влиять применение профстандарта педагога на тарификационную сетку? Есть ли рекомендации и разработанные примерные сетки?

Ответ: Вопрос относится не к области применения профессионального стандарта педагога, а к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.


Вопрос от 03 мая 2016 года

Подскажите может ли педагог с квалификацией учитель начальных классов или социальный педагог работать воспитателем по профстандарту без профессиональной переподготовки? Обязательно ли наличие высшего образования для работы воспитателем?

Ответ: Профессиональный стандарт педагога устанавливает единые квалификационные требования к педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (ОТФ В): «Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой  по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации». Указанные характеристики Вашей квалификации (педагогическое образование) дают Вам право работать воспитателем без профессиональной переподготовки.


Вопрос от 25 апреля 2016 года

Нужно ли учителю, преподающему информатику, проходить курсы переподготовки, если он имеет высшее образование как учитель физики и высшую квалификационную категорию по должности учитель?

Ответ:  В соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки.

Поскольку в утвержденном перечне направлений подготовки и специальностей высшего образования (приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061), направления физика и информатика относятся к одной укрупненной группе направлений подготовки и специальностей высшего образования «Математические и естественные науки», Ваши квалификационные характеристики соответствуют квалификационным требованиям по должности учителя информатики, заявленным в ЕКС должностей руководителей, специалистов и слушателей, а также в профстандарте педагога.


Вопрос от 18 апреля 2016 года

Остро встал вопрос о разработке новых должностных инструкций воспитателя и иных работников дошкольного образования; понятно, что они должны быть разработаны на основе и в соответствии с Профстандартом педагога. Не ясно, какие разделы Профстандарта должны лечь в основу данных инструкций. Вопрос: есть ли готовые шаблоны, образцы новых должностных инструкций для педагогов-дошкольников? 

Ответ: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендует  применять профессиональные стандарты в части определения трудовой функции и должностных обязанностей работника следующим образом:

1 Работодатель  может взять за основу описание обобщенной трудовой функций, в поле «возможные наименования должностей, профессий» которых указана соответствующая должность.

2 Работодатель  при определении должностных обязанностей работника может включать в них трудовые функции и трудовые действия из других обобщенных трудовых функций одного профессионального стандарта или трудовых функций из других профессиональных стандартов.

3 Работодатель  при определении должностных обязанностей работника может распределять трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных трудовых функций, предусмотренных профессиональным стандартом, между несколькими должностями, самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой работником работы.


Вопрос от 11 апреля 2016 года

Если воспитатель имеет первое высшее экономическое образование, окончил переподготовку на дошкольное образование, получил диплом установленного образца, имеет ли право работать в детском саду с таким образованием?

Ответ: Перечисленные характеристики Вашей квалификации дают Вам право заниматься педагогической деятельностью по проектированию и реализации программ дошкольного образования в соответствии с требованиями действующего ЕКС должностей руководителей, специалистов и слушателей, а также профстандарта педагога.


Вопрос от 04 апреля 2016 года

Регулярно получаю информацию о проведении различными коммерческими образовательными организациями курсов повышения квалификации по программам, связанным с Профстандартом. В какой степени можно доверять такого рода предложениям, особенно предложениям пройти процедуру оценки на соответствие знаний и компетенций слушателя данных курсов требованиям, установленным Профессиональным стандартом?

Ответ:  В настоящее время в системе образования отсутствует реестр рекомендуемых профессиональным сообществом программ ДПО. Разработчики профессионального стандарта педагога рекомендуют при выборе программы ДПО обращать внимание на описание образовательной программы (аннотация, учебный план, образовательные результаты) и проходить обучение по тем программам, в рамках которых у Вас будут сформированы компетенции, необходимые для решения Ваших профессиональных практических задач, исходя из потребностей Вашей организации.


Вопрос от 12 ноября 2015 года

Какая нормативная база регламентирует применение профстандарта педагога в деятельности образовательных организаций?

Ответ: К основным документам, в которых сформулированы задачи применения профстандарта педагога, относятся:

  • ТК РФ Статья 195.1,
  • ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» Статья 76,
  • Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23,
  • Приказы Минтруда России (N 544н N 514н  N 613н N 608н)

 

Вопрос от 04 ноября 2015 года

Какие первоочередные шаги необходимо предпринять руководителю образовательной организации по обеспечению внедрения эффективного контракта на основе профстандарта педагога?

Ответ:

  1. Создать в организации комиссию по организации работы, связанной с введением эффективного контракта, основные положения которого основаны на профстандарте педагога.
  2. Учредителю разработать показатели эффективности деятельности педагогов, основанные на профстандарте педагога, и внести в муниципальное задание по оказанию организацией услуг определенного типа.
  3. Каждой образовательной организации ознакомиться с механизмом оценивания, системой мониторинга достижения  показателей эффективности деятельности педагогов, основанных на профстандарте педагога.
  4. Провести разъяснительную работу в трудовом коллективе по вопросам введения эффективного контракта, соответствующего требованиям профстандарта педагога.
  5. Создать на официальном сайте раздел «Оценка эффективности деятельности организации в условиях действия профстандарта педагога» для представления нормативных и распорядительных документов по вопросам перехода на систему эффективных контрактов.
  6. Проанализировать действующие трудовые договоры работников на предмет их соответствия ст. 57 ТК РФ (содержание ТД) и Приказу Минтруда РФ № 167н (рекомендации по оформлению трудовых отношений).
  7. Разработать показатели эффективности труда педагогов в соответствии с требованиями профстандарта педагога.
  8. С учетом разработанных показателей внести изменения в положение об оплате труда, положение о выплатах стимулирующего характера.
  9. Принять локальные нормативные акты, связанные с оплатой труда педагогического работника, с учетом мнения профсоюзного комитета первичной профорганизации.
  10. Конкретизировать трудовую функцию в соответствии с профстандартом педагога  и условия оплаты труда работника.
  11. Разработать индивидуальные трудовые договоры (дополнительные соглашения) с педагогическими работниками с учетом утвержденной формы примерного трудового договора, с использованием показателей и утвержденных критериев эффективности деятельности педагогических работников организации.
  12. Утвердить измененные должностные инструкции.
  13. Уведомить педагогических  работников об изменении определенных условий трудового договора.
  14. Заключить с работниками допсоглашения.

 

Вопрос от 27 октября 2015 года

В чем заключается процесс введения профстандарта педагога?

Ответ: Профстандарт с 01.01.2017 года должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда .


 

Вопрос от 23 октября 2015 года

В чем заключается основные характеристики эффективного контракта?

Ответ: К основным характеристикам эффективного контракта относятся:

  • Наличие у образовательной организации государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
  • Система оценки эффективности деятельности работников организации (совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном порядке;
  • Система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в установленном порядке;
  • Система нормирования труда работников организации, утвержденная работодателем;
  • Подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Вопрос от 15 октября 2015 года

Что на данный момент может быть рекомендовано руководителю образовательной организации по обеспечению перехода на профессиональный стандарт педагога?

Ответ: Вариант решения вопроса применения профстандарта педагога работодателями рассматривается в разработке «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», которые включают:

  • Критерии оценки квалификации;
  • Примеры должностной инструкции на основе профстандарта педагога;
  • Пример трудового договора с учетом требований профстандарта педагога;
  • Рекомендации руководителю по оплате труда;
  • Рекомендации по порядку аттестации, основанной на профстандарте педагога и др.

Вопрос от 07 октября 2015 года

Молодые педагоги с трудом «примеряют» к себе новые социальные роли и демонстрируют недостаточную готовность и личностно-профессиональную зрелость к работе в новых условиях. Что бы Вы могли в этом случае рекомендовать?

Ответ: При проведении научно-практических и методических мероприятий с представителями органов управления образованием мы рекомендуем проводить работы по подготовке к внедрению профессионального стандарта с педагогами в рамках системы повышения квалификации, со стороны методических служб и внутри самих образовательных организаций. Важным условием является изучение профессионального стандарта педагогами на всех уровнях образования  и проведение внутреннего мониторинга и анализа готовности педагогов к работе по профессиональному стандарту.


Вопрос от 12 августа 2015 года

Кто участвует в экспертной оценке пакета документов по обеспечению внедрения профстандарта педагога?

Ответ: В проведении экспертной оценки рабочей версии пакета документов, разработанного в целях обеспечения внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профстандарт педагога), принимают участие  представители стажировочных площадок Министерства образования и науки РФ по внедрению профстандарта педагога, члены Президиума Совета Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию, представители профессиональных сообществ, ученые и практики, занимающиеся вопросами разработки и внедрения профстандартов.


Вопрос от 06 августа 2015 года

Когда образовательные организации общего образования смогут получить для применения разработанные документы по обеспечению внедрения профстандарта педагога?

Ответ: Для того, чтобы разработанный пакет документов по обеспечению внедрения профстандарта педагога был рекомендован к применению в образовательных организациях общего образования, необходимо провести его экспертную оценку, получить согласование Министерства образования и науки Российской Федерации, при необходимости внести изменения в профстандарт педагога и действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность общеобразовательных организаций.


Вопрос от 30 июля 2015 года

В чем заключается основное назначение документов по обеспечению внедрения профстандарта педагога в образовательных организациях общего образования?

Ответ: Данный пакет документов направлен на обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях профстандарта педагога и должен способствовать повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций:

решать задачи по осуществлению кадровой политики, управлению персоналом, аттестации работников, разработки должностных инструкций, установления системы оплаты труда с учетом требований профстандарта педагога.


Вопрос от 21 июля 2015 года

В Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций говорится о разработке пакета документов по обеспечению перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта педагога. Определен ли на данном этапе внедрения профсандарта педагога состав такого пакета документов?

Ответ: Во исполнение задач по внедрению профстандарта педагога, заявленных в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, определен перечень документов, разработка, утверждение и применение которых позволит образовательным организациям общего образования перейти на работу в условиях действия профстандарта педагога:

  1. Дифференцированные уровни квалификаций профессионального стандарта
  2. Требования к формированию ФГОС ВО по УГСН образование педагогические науки.
  3. Рекомендации по оценке и самооценке квалификаций с учетом нового законопроекта.
  4. Модель экзамена на определение квалификационного уровня педагога (учитель, воспитатель).
  5. Положения порядка аттестации, основанные на профстандарте педагога.
  6. Проект новой номенклатуры должностей педагогических работников
  7. Примерные документы (примерный трудовой договор с педагогом, примерные должностные инструкции, рекомендации руководителю по оплате труда) и рекомендации по их составлению и применению на разных уровнях.

Вопрос от 16 июля 2015 года

Как профессиональный стандарт педагога может способствовать построению карьеры педагогического работника?

Ответ: С целью определения четких принципов построения карьеры педагогического работника, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией, разработан проект документа «Разработка дифференцированных уровней квалификации профессионального стандарта (отраслевая рамка квалификаций)».

Дифференцированные уровни квалификации задают требования к оценке квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена, определяют коэффициент надбавки к должностному окладу при разработке системы оплаты труда и являются основой разработки документов для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций.

В указанном проекте документа разработано пять дифференцированных уровней квалификации педагога (учителя, воспитателя), которые определяют требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения определенной трудовой функции.

Дифференцированные уровни квалификации как уровни профессионального развития педагога предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником, зафиксированных в профессиональном стандарте педагога.


Вопрос от 06 июля 2015 года

Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует учитывать положения профессиональных стандартов в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки и специальностям, сопряженным с принятыми профессиональными стандартами. В какие федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, сопряженные с профстандартом педагога, целесообразно вносить изменения?

Ответ: Основываясь на примерном соответствии принятых профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования целесообразно с учетом требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» произвести актуализацию федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по следующим направлениям бакалавриата:

44.03.01. Педагогическое образование (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр),

44.03.02. Психолого-педагогическое образование (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр),

44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр),

44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр).

Целесообразно установить сопряжённость профстандара  «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по следующим направлениям магистратуры:

44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр);

44.04.01 Педагогическое образование (Магистр),

44.04.02 Психолого-педагогическое образование (Магистр),

44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование  (Магистр),

44.04.04          Профессиональное обучение (по отраслям) (Магистр).


Вопрос от 02 июля 2015 года

Для каких еще профессий в сфере образования будут разрабатываться профессиональные стандарты, и будут ли для них создаваться экспериментальные площадки по апробации и внедрению?

Ответ: В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года создана  Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, утвержден ее состав, а также план-график ее деятельности. В 2015 – 2018 году Минобрнауки РФ будет проведена  работа по разработке  следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:

Педагог (педагогическая деятельность в  сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);

Педагог дополнительного образования детей и взрослых;

Педагог профессионального обучения водителей транспортных средств;
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

Специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся);

Педагог-психолог (психолог в сфере образования);

Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог);
Тьютор, ассистент (помощник);
Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей;

Руководитель образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации и организации дополнительного профессионального образования;

Руководитель научной организации (управление научными исследованиями);

Научный работник (научная, научно-исследовательская деятельность).


Вопрос от 26 июня 2015 года

На какие области применения профстандарта педагога направлено его экспериментальное внедрение  в 2015 году?

Ответ: В 2015 году Министерство образования и науки Российской Федерации организовало второй этап внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога  на базе 21 стажировочной площадки. Внедрение будет осуществляться не менее чем 6 месяцев.

В процессе внедрения профстандарта педагога апробируются:

  • персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта;
    • должностные обязанности педагогических работников в использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий;
    • новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта;
    • модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта.

Внедрение должно способствовать принятию достаточных мер по обеспечению эффективной реализации стандарта на региональном уровне, а также на уровнях муниципальных образований и образовательных организаций.


Вопрос от 17 июня 2015 года

Профессиональный стандарт педагога называется «Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в  сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Для каких должностей педагогических работников распространяются его требования?

Ответ: Данный профессиональный стандарт (как и заявлено в его названии) задает требования к квалификации, компетенциям, необходимым знаниям и умениям педагогических работников, занимающих должности воспитателей дошкольных образовательных организаций, старших воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, учителей-предметников (на примере русского языка и литературы). Для данных должностей педагогических работников по результатам экспериментального внедрения профстандарта педагога будут разработаны примерные должностные инструкции.


Вопрос от 11 июня 2015 года

Какие возможности будут предоставлены педагогам после внедрения профстандарта педагога?

Ответ: По результатам апробации и экспериментального внедрения профстандарта на стажировочных площадках для педагогов образовательных организаций будут разработаны следующие методические и инструктивные материалы:

- Рекомендации по оценке и самооценке квалификации с учетом нового законопроекта

- Рекомендации по подготовке к профессиональному экзамену на определение квалификационного уровня педагога.

- Методические рекомендации по профессиональному развитию.

- Методические рекомендации по формированию индивидуальной карьеры персонала.

- Методические рекомендации по персонифицированным моделям повышения квалификации.


Вопрос от 03 июня 2015 года

Предполагается ли, что по результатам апробации профстандарта педагога руководство школы получит рекомендации по его применению?

Ответ: В 2015 году в рамках работ по апробации и внедрению профстандарта педагога для руководителей образовательных организаций разрабатывается пакет типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога: документы для осуществления кадровой политики, документы для управления персоналом (положение по оплате, примерные должностные инструкции, примерный трудовой договор), документы по организации обучения и аттестации работников.


Вопрос от 29 мая 2015 года

Минтруд России подготовил новый законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Как он повлияет на работу учителя?

Ответ: Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. После его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога. Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.


Вопрос от 21 мая 2015 года

Планируется ли в рамках проведения апробации и внедрения профстандарта педагога разработка нормативных документов по аттестации педагогических работников?

Ответ: В 2015 году в целях будет разработан комплекс нормативных правовых документов, регламентирующих использование профстандарта педагога, среди них заявлена разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога:

- Новая модель процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта

- Положение о новом порядке аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога


Вопрос от 15 мая 2015 года

Предполагается ли изменение процедуры аттестации педагогических работников при внедрении профстандарта педагога?

Ответ: Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Однако соответствующие процедуры еще не разработаны, а общественная организация педагогов не создана. Эти обстоятельства также являются поводом для опасений учителей.


Вопрос от 7 мая 2015 года

Чьи интересы будут затронуты при внедрении профстандарта педагога?

Ответ: Внедрение профстандарта педагога непосредственно затрагивает интересы всех участников образовательного процесса и, естественно, в первую очередь – педагогов. Для кого-то из них новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.


Вопрос от 14 апреля 2015 года

По какой причине потребовалось вносить изменения в работу учителя при разработке профстандарта педагога?

Ответ: Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Менялась структура общества и его потребности, повысился уровень финансирования образовательных учреждений, выросла их материальная обеспеченность и степень автономии. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами. Профстандарт создавался с участием лучших учителей страны, имеющих большой опыт успешной работы в новых условиях.


Вопрос от 6 апреля 2015 года

Какие основные нововведения в работе учителя отражены в профстандарте педагога?

Ответ: Образовательный процесс будет развиваться в направлении инклюзивности. В него должны быть включены любые ученики: одаренные и имеющие проблемы в развитии, девиантные учащиеся и ученики с ограниченными возможностями здоровья, а также ученики, для которых русский язык не является родным.

Предполагается владение современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), знание и использование социальных сетей.

Устанавливается новый уровень кооперации субъектов образовательного процесса и его индивидуализации: вводится требование определять «совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся».

Наконец, учитель должен освоить навыки преподавания в поликультурной среде, а также использовать иноязычные источники информации, что предполагает определенную переводческую компетенцию.


 Вопрос от 26 марта 2015 года

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?

Ответ: Во –первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей; Во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки учителя и необходимости постоянного профессионального роста; В третьих, профессиональный стандарт учителя повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.


Вопрос от 17 марта 2015 года

Отличается ли содержание профстандарта педагога от формулировок квалификационных требований к педагогическим работникам?

Ответ: Каждой трудовой функции, отраженной в профстандарте педагога,   предписывается овладение определенным набором действий, умений и знаний. Некоторые из них фактически воспроизводят формулировки квалификационных требований, хотя и в меньшем объеме. Но есть и нововведения, которые стали предметом дискуссии в период общественного обсуждения и споры о которых продолжаются до сих пор.

Например, трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования» вводит ряд новых практик. Наряду с подготовкой и ведением уроков, организацией образовательного процесса, предполагается, как бы вопреки названию «профессиональный стандарт педагога», выход за рамки стандартных представлений о требованиях к учителю.


Вопрос от 12 марта 2015 года

Требует ли профстандарт педагога повышения уровня психологической подготовки учителя?

Ответ: Особенностью профстандарта является повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога. В блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений либо напрямую указывают на необходимость соответствующей психологической подготовки (например, «Освоение и применение психолого-педагогических технологий…», либо предполагают ее (например, «Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития; или «Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе».


Вопрос от 26 февраля 2015 года

Какие материалы и инструкции обеспечивают процесс внедрения профессионального стандарта педагога?

Ответ: Для обеспечения внедрения профстандарта педагога в 2015 году используется модель поэтапного внедрения и методические рекомендации, разработанные в рамках проекта в 2014 году.

Внедрение должно способствовать принятию достаточных мер по обеспечению эффективной реализации стандарта на региональном уровне, а также на уровнях муниципальных образований и образовательных организаций.

В процессе внедрения профстандарта в 2015 году используются следующие результаты, полученные годом ранее:

  • персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта;
  • должностные обязанности педагогических работников в использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий;
  • новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта;
  • модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта.

Вопрос от 20 февраля 2015 года

Утвержденный вариант профстандарта официально называется «Профессиональный стандарт педагога», а не «учителя»? Почему именно такая терминология?

Ответ: Не важно, кто учитель по специализации – математик, физик, историк – это все равно – обучение, воспитание и развитие. Это структура общей профессиональной деятельности. Разработчики взяли понятие  «педагог», так как оно шире понятия «учитель», ведь, например, педагог дошкольного образования – это тоже педагог, по закону дошкольный уровень сегодня отнесен к образованию, и это правильно, потому что помимо ухода и присмотра предусматривается и развитие.


Вопрос от 10 февраля 2015 года

В какой степени профстандарт педагога будет определять профессиональную деятельность учителя?

Ответ: Разработчики профстандарта хотя и ориентировались на то, что его внедрение будет обеспечиваться государственными структурами, полагали, что осуществлять это внедрение будут, в конечном счете, люди. Поэтому профстандарт педагога – документ рамочный. Предполагается создание его региональной и местной компонент и даже адаптаций для каждого образовательного учреждения. Что касается обучения самих педагогов – идут изменения в системе вузовского педагогического образования и курсов повышения квалификации. Площадки по экспериментальному обучению и внедрению профстандарта созданы в 21 регионе.


Вопрос от 4 февраля 2015 года

В чем заключается содержательная основа профстандарта педагога?

Ответ: В документе описываются трудовые функции процессов обучения, воспитания и развития, и пяти «групп занятий»: преподаватели в средней школе, персонал дошкольного воспитания и образования, преподаватели в системе специального образования, преподавательский персонал специального обучения, преподавательский персонал начального образования.


 Вопрос от 20 января 2015 года

Какие вопросы в документе могут быть наиболее спорными с точки зрения педагогов, директоров школ, органов управления образованием? Что может вызвать наибольшее нарекание?

Ответ: Мы идем к тому, чтобы как и во всем цивилизованном мире у каждой профессии был свой стандарт. Существует рамка, утвержденная правительством России, матрица, в которую все эти стандарты предполагается вкладывать. Она одна на всех: и на рестораторов, и на педагогов, и на атомную промышленность и т.д. Специфика учительского труда колоссальная, и есть вещи, которые в эти «упаковки» не вмещаются. И мы сейчас будем пытаться уложиться каким-то образом в нее.

Еще одна проблема заключается  в следующем: если предоставить возможность регионам разрабатывать свой вариант стандарта, а школам – свой стандарт, зависящий от специфики программ, то это тоже может привести ко многим трудностям.

Самый большой риск – методики оценки труда педагога и все, что связано с аттестацией.

Необходимо разработать открытые демократические процедуры аттестации, и немедленно начинать институциональные изменения в системе подготовки учителей. Без этого нельзя осуществлять введение стандарта.


 Вопрос от 12 января 2015 года

Каким образом работодатели будут применять профстандарт педагога.

Ответ:  Профстандарт педагога имеет сугубо управленческий смысл: документ «применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда». Другими словами, профстандарт призван заменить существующие квалификационные требования к педагогам дошкольного, начального, среднего общего и специального образования как устаревшие и затрудняющие развитие системы образования.


 

Вопрос от 27 ноября 2014 года

Профстандарт педагога должен быть введен в действие с 1 января 2015 года, но педагоги не успевают пройти повышение квалификации, которое необходимо для работы по новым стандартам.

Ответ: Согласно новому приказу Минтруда, профстандарт педагога будет применяться работодателями при формировании кадровой политики, аттестации работников, а также заключении трудовых договоров и установлении систем оплаты труда на год позже, чем планировалось ранее — с 1 января 2016 года.


Вопрос от 19 ноября 2014 года

Часто приходится слышать: а что изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь учителя легче или труднее?

Ответ: Конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте, помогают выявить пробелы в образовании учителя и в его компетенциях. И тогда нужно разбираться, какая помощь ему требуется: стажировка, переподготовка, просто временный отдых и только в крайнем случае отстранение от должности. Но это уже другие проблемы, связанные с повышением эффективности в работе всех участников образовательного процесса в меняющейся образовательной среде.


Вопрос от 10 ноября 2014 года

Как будет строиться дальнейшая работа над профстандартом?

Ответ:  Все конструктивные замечания и предложения, которые поступят в ходе апробации и внедрения профстандарта, мы учтем при доработке документа. Предлагаемый стандарт носит «рамочный» характер, и на его базе могут и должны разрабатываться региональные, а может быть, и школьные варианты. Позитивный опыт апробации будет распространяться через систему повышения квалификации, методические документы и т.д. Это одна линия, а вторая – разработка профстандартов для педагогов-психологов, дефектологов, тьюторов и других специалистов, работающих в системе общего образования и организаций, реализующих программы общего образования (школы-интернаты, детские колонии, техникумы). Кроме того, возможна разработка профстандартов для всех учителей-предметников (пока мы представили два рамочных стандарта – для учителей математики и русского языка) и для руководителей – директоров школы и завучей. Так что профстандарт – это длительная системная работа, которая потребует много времени и сил.


Вопрос от 05 ноября 2014 года

В каких вузах будут обучать педагогов по новым стандартам – в педагогических, которых остается все меньше, или в классических университетах, к которым их насильственно присоединили? Что будет с учителями и воспитателями ДОУ, не имеющими высшего образования, наличие которого – обязательное требование профстандарта?

Ответ:  Прежде всего надо предоставить возможность получить высшее образование тем, у кого его нет, за счет курсов и сокращенной вузовской подготовки. Исключение можно сделать для младших воспитателей, вожатых, для которых может быть достаточно среднего педагогического образования. Но в целом профстандарт требует высокого уровня подготовки. Где именно она будет осуществляться – в педвузе или в классическом университете – не так принципиально. Мы полагаем, что такой гибкий подход даст возможность привлечь в школу специалистов из разных отраслей. Нужно посмотреть, чего не хватает для успешной работы в школе выпускникам педвузов и классических университетов. Первым, как правило, недостает предметных знаний, вторым – психолого-педагогической и практической подготовки. Мы должны предложить вариативные образовательные маршруты, позволяющие и тем, и другим повысить свое педагогическое мастерство. Это может быть послевузовская педагогическая интернатура или иные формы, позволяющие осуществить введение молодых в профессию с помощью методистов, психологов, опытных учителей. Также полезно создавать крупные региональные центры переподготовки учителей, стажировочные площадки на базе ведущих школ.


Вопрос от 30 октября 2014 года

В профстандарте предпринята попытка преодолеть технократический подход к оценке труда педагога и прописаны такие качества, как умение общаться с детьми, признавая их достоинство; умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают; готовность работать с детьми, независимо от их способностей, психического и физического состояния здоровья и даже уважение к различным культурам и языкам учащихся других национальностей. Как вы думаете, почему такие важные гуманные положения не получили должной поддержки со стороны педагогического сообщества?

Ответ:  Здесь несколько причин. Во-первых, всякая инновация внедряется сложно, даже если ее польза очевидна. Во-вторых, учителя – это самая консервативная (в хорошем смысле) категория профессионалов, и здесь надо экспериментировать с большой осторожностью. В-третьих, мы уже, к большому сожалению, привыкли к традиционным критериям оценки учительского труда (результаты ЕГЭ, количество победителей олимпиад, привычные оценки знаний и др.), какими бы спорными они ни были. А здесь надо перестроиться и начать оценивать деятельность учителя и школы не только по работе с успешными, но и с трудными детьми. Настороженное отношение также вызвано тем, что многие не верят в то, что можно «измерить», «перевести в баллы» такие качества, как уважение к ребенку или умение его защитить. На самом деле такие инструменты и технологии есть, в том числе анкетирование родителей, учащихся. Настоящую проблему я вижу в другом: а именно в том, что в педвузах не учат тем компетенциям, которые прописаны в профессиональном стандарте. Поэтому его введение потребует существенных изменений в системе повышения квалификации и подготовки самих педагогов – в части усиления психолого-педагогических, этических, правовых аспектов, ориентации на повседневную школьную практику. Например, учитель должен уметь дать развернутую характеристику трудного ребенка, уметь обнаруживать и описывать целый спектр зависимостей, которыми страдают современные подростки, – от алкоголизма и наркомании до анорексии и компьютерной «мании». Ну и конечно, нужно вооружить педагога эффективными методами борьбы с этими явлениями.


Вопрос от 21 октября 2014 года

Разработчиков часто упрекают в предъявлении завышенных, даже невыполнимых требований к педагогам. Например, для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью. Не слишком ли много для одного человека?

Ответ:  Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый директор школы вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от особенностей своей образовательной организации стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от учителя, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Учитель в данном случае выступает в роли социального терапевта, который обнаруживает проблему и при необходимости направляет пациентов к разным специалистам. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.


Вопрос от 17 октября 2014 года

На что разработчики профстандарта ориентировались, начиная работу над документом?

Ответ:  разработчики старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. Мы видим на примере введения ФГОСов в начальной школе, какие новые требования предъявляются к учителю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Задача современной школы – не только приобщение к знаниям, культуре, но и воспитание гражданина, будущего профессионала, и при этом решение гигантских социальных проблем: коррекция нарушений в поведении, избавление от различных зависимостей, адаптация детей-мигрантов, совместное (инклюзивное) образование. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей: мигрантами, сиротами, одаренными, инвалидами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и т.д.


Вопрос от 08 октября 2014 года

Учитывали ли разработчики профстандарта педагога зарубежный опыт при разработке документа?

Ответ:  Первые стандарты педагогической деятельности появились в середине 50-х годов в странах Североамериканского континента и в Европе, а в XXI веке они уже введены повсеместно, за исключением России. Везде свои различия и особенности. Например, в Канаде в каждой провинции своя система аттестации и сертификации учителя. И если вы из Квебека, например, переехали в Онтарио, вам придется заново сдавать профессиональный экзамен.  Во Франции система сертификации работника отделена от государства – этим занимаются независимые общественные структуры. В Японии, наоборот, эта система предельно централизована, поскольку учителя являются госслужащими. Наша рабочая группа изучала разные подходы и зарубежные модели, но прямой перенос этого опыта в российские условия, по мнению рабочей группы, невозможен и нецелесообразен.


Вопрос от 02 октября 2014 года

Почему потребовалось вводить профессиональные стандарты педагогической деятельности?

Ответ:  Вступление в ВТО диктует новые правила работы с персоналом. Профстандарты придут на смену громоздким квалификационным справочникам, должностным инструкциям, которые в эпоху рыночных отношений уже устарели. Профстандарт – это результат трехстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих работников, необходимый для решения жизненно важных задач в трудовой сфере. Во-первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации. Во-вторых, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда. В-третьих, профстандарты, если говорить о конкретной педагогической деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд учителя, – со школьными образовательными стандартами и, соответственно, гибко реагировать на изменения в них.


Вопрос от 23 сентября 2014 года

Каковы ожидаемые результаты апробации профстандарта педагога?

Ответ:  Апробация профстандарта педагога в течение 2014 года должна выявить проблемные зоны и показать направления необходимых изменений. Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Евгений Ямбург, полноценное введение и применение профстандарта педагога невозможно без проведения серьезных мероприятий по перестройке педагогического образования, а также системы дополнительного профессионального образования педагогов (профессиональной переподготовки и повышения квалификации), для чего, конечно же, также требуются усилия и определенное время.


Вопрос от 17 сентября 2014 года

Как связано внедрение профстандарта с повышением качества рабочей силы?

Ответ:  Использование профессиональных стандартов  обусловлено необходимостью установления согласованных требований к качеству труда и повышения его эффективности посредством:
1) повышения качества и производительности;
2) повышения качества подготовки работников в системе профессионального образования;
3) развития обучения на производстве;
4) повышения уровня квалификации действующих работников. Многие крупнейшие компании России (ТНК-ВР, Лукойл, Транснефть, РусАЛ, КНАУФ, ОАК и целый ряд других) на основе разработанных в своих областях деятельности профессиональных стандартов сформировали требования к содержанию профессиональных образовательных программ и организовали их внедрение в образовательный процесс внутрифирменного обучения.


Вопрос от 12 сентября 2014 года

Что представляет из себя спецификация КИМ по профессии?

Ответ:  Спецификация пакетов КИМ по профессии, по сути, является интерфейсом, задающим переход от ПС к диагностическому инструментарию квалификационного экзамена. Спецификации нужны для того, чтобы стандартизовать процессы оценки, унфицировать условия проведения диагностических процедур, т. е. минимизировать дествие субъективных факторов, связанных с человеческой составляющей квалификационного экзамена. Таким образом, спецификация КИМ по профессии задает параметры диагностического инструментария для квалификационного экзамена.


Вопрос от 03 сентября 2014 года

Каким образом используется профстандарт в системе сертификации?

Ответ:  Профессиональные стандарты могут быть положены в основу разработки контрольно-
измерительных материалов для оценки индивидуальных образовательных достижений, в
том числе в форме сдачи профессионального экзамена на право заниматься педагогической деятельностью


 

Вопрос от 28 августа 2014 года

Каковы главные задачи создания профстандарта?

Ответ:  Главными задачами создания стандарта является реформа системы повышения квалификации, модернизация системы педагогического образования на уровне высшего и среднего, а также изменения в системе аттестации учителей.


Вопрос от 19 августа 2014 года

Профстандарт педагога был утвержден в 2013 году. Какая работа ведется сейчас  по его внедрению и что требуется для эффективного внедрения профстандарта?

Ответ:  Для эффективного применения профессионального стандарта необходимо  провести следующие этапы его внедрения:

  • Апробация и поэтапное внедрение профессионального стандарта с последующей корректировкой содержания (данная работа выполняется сейчас на базе 21 стажировочной площадки).
  • Развитие системы дополнительного образования и повышения квалификации для педагогических работников, в первую очередь, разработка программ.
  • Разработка механизмов использования профессионального стандарта в системе организации трудовых отношений педагога и образовательной организации.

 


Вопрос от 15 августа 2014 года

Назовите новые компетенции, которые выдвигает профессиональный стандарт педагога к учителю.

Ответ:  Новые компетенции, заявленные в профстандарте педагога, следующие:

  • Работа с одаренными учащимися;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

Вопрос от 05 августа 2014 года

Зачем педагогам нужен профстандарт?

Ответ:  Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это основа для анализа и реформирования педагогического образования, а с другой стороны– это основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам,  основа для аттестации педагогических работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.


Вопрос от 29 июля 2014 года

Наше образовательное учреждение хотело бы принять участие во внедрении профстандарта педагога и выступить стажировочной площадкой. Как это можно сделать? 

Ответ: Перечень стажировочных площадок определен Минобрнауки РФ, в их число вошел 21 регион, перечень которых указан в разделе сайта «Стажировочные площадки». Если Ваша образовательная организация находится в перечисленных регионах, Вам необходимо связаться с территориальным органом управления образованием.